Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Упоминания о Станиславе ЛЕМЕ в интернете: Год 2009

      «Звездни дневници» е книга на Станислав Лем, която издателство «Колибри» представя преведена и на българския пазар. Кой е той, както и какво можем да прочетем в неговите дневници? За всичко това разказва Надя Хамдан.
Надя Хамдан. Звездни дневници на Станислав Лем

      – Вы планируете продолжить делать анимационные фильмы?
      – Да, мне бы этого хотелось. В данный момент я начал работать над анимационной экранизацией научно-фантастического романа «Футурологический конгресс» польского писателя Станислава Лема (автора в том числе «Соляриса», который был экранизирован Тарковским и Содербергом). Написанный в 1972 году, этот роман изображает мир будущего, полностью контролируемый психохимическими препаратами, – в значительной степени пророческая картина. В моей версии главной героиней будет бывшая кинозвезда. Фильм также будет представлять аллегорию старого кинематографического мира.
Эженио Ренци, Ариэль Швейцер. Ари Фольман: «Нельзя угодить всем» 18 мая 2009, 22-08, Синематека

      Созданная Стругацкими утопия о «Полдне ХХII века» стала наиболее масштабной после «Туманности Андромеды». Столь всеобъемлющих и глубоко проработанных утопий вообще создано только две – у Ефремова и Стругацких, даже Станислав Лем не выработал свой системный взгляд на возможное будущее, а все остальное – это и вовсе или полуфабрикат, или банальная «дебилочка-развлекалочка» для массового обывателя.
Александр КАРПЕЦ. Мир наизнанку или мозги набекрень? Часть 1 11-09-2009 12:00, Свобода

      Войцех Орлиньский: Эта частичная эмиграция 80-х годов всегда меня удивляла: ведь она не была ни полной эмиграцией с устройством жизни по-новому, ни обычным отъездом на заработки. Как вы это вспоминаете?
      Томаш Лем: Военное положение ввело отца в глубокую депрессию. Открылись какие-то старые травмы с военных времён, о которых отец не хотел говорить, но было видно, что он живёт в глубочайшем ужасе. Могу только догадываться, что война и послевоенная необходимость покинуть Львов оставили в отце страх от такой ситуации, когда слишком долгое промедление с эмиграцией приводит к неотвратимой трагедии. Отец побудил своего немецкого издателя, чтобы тот решил вопрос с нахождением заработка в Западном Берлине; – сначала речь шла об Австрии, но лишь в Берлин можно было выехать без визы, а отец не хотел задерживаться. Он приложил все усилия, использовал знакомства, чтобы получить паспорт сначала себе, а потом матери и мне. Из Берлина в Вену наш багаж поехал поездом, а сами вылетели на самолёте, чтобы не пересекать территорию ни одного социалистического государства, на которой нас могли бы поймать.
      Этот страх сидел в нём довольно долго, – когда я хотел приехать в страну в 80-е годы, он отговаривал меня от этого, опасаясь уж не знаю чего, – что меня посадят и будут его шантажировать?
      В.О.: В этих условиях возник последний роман вашего отца – «Фиаско». Мне трудно представить себе одновременное написание романа и такие берлинско-венские переезды...
      Т.Л.: Этот роман появился, потому что должен был появиться. Это было условие издателя, которое и обеспечивало получение денег. Отец не хотел его писать, я знаю, что «Фиаско» возникало с огромными трудностями, тем более, что усиливались различные проблемы со здоровьем, так что «Фиаско» было написано не только во время переезда, но и в промежутке между одной операцией и другой. Это действительно не тот период, который наша семья вспоминает с удовольствием.
      В.О.: А что, собственно, избавило от этого страха?
      Т.Л.: Горбачёв. Мой отец связывал с ним огромные надежды, в исторической перспективе, может быть, преувеличенные, ибо неизвестно, хотел ли Горбачёв демонтировать империю или попросту усовершенствовать её деятельность. Во всяком случае, мы вернулись в Польшу, когда здесь формально ещё продолжался коммунизм. Я помню, что когда подошли выборы 4 июня 1989 года, мой отец был первым голосующим в нашем округе. Он пришёл до шести часов утра и ждал, когда откроется участок, – может быть, для того, чтобы собственнми глазами увидеть, что выборы вообще состоятся, или же хотел успеть проголосовать прежде, чем их отменят.
Wojciech Orlinski. Naczelny aprowizator 16.09.2009 – 18:15, Gazeta Wyborcza

Joanna Weryńska. Jakim ojcem i mężem byl Stanisław Lem? 18.09.2009 – 15:45, Gazeta Krakowska

Monopol na Lema – rozmowa z Tomaszem Lemem o książce «Awantury na tle powszechnego ciążenia»: Z Tomaszem Lemem rozmawiał Marcin Baniak 23.09.2009, Wydawnictwo Literackie

      А в свободное от всей этой ерунды время мы, не все, конечно, но все-таки читаем. На наших книжных полках и сегодня можно найти Пушкина с Чеховым, Булгакова и Стругацких, Брэдбери и Станислава Лема, Александра Дюма и Льва Толстого.
Анна ПЕТРУШИНА. ДЕГРАДАЦИЯ ИЛИ НОВЫЙ ВИТОК В РАЗВИТИИ? 23.09.2009, Вперед

      *Well... to be entirely frank, it feels more Stanislaw Lem. Yeah: it's like a futuristic movie, as some future cinema would be described in a brainy, wry and extremely Polish Stanislaw Lem essay, about cybernetics, from around 1965. After Lem had been reading a lot of Oulipo doctrine, and had gone out to see a black-and-white Georges Perec documentary smuggled into the French Embassy in Warsaw, and, after way too much fizzing champagne, had fallen asleep against the cracked window of a huge, Soviet-made, black limousine, and the car radio, which had failed to find the BBC, was emitting static. Also, it was snowing.
Bruce Sterling. The Snail on the Slope: a generative science fiction movie 23.09.2009 – 04:26, Beyond The Beyond

      – Станислав Лем в «Солярисе» в весе живого океана явно ошибся, – сказал корреспонденту «НГ» Лазуткин. – Он говорит о нескольких биллионах тонн. А если планета размером с Землю, получается средняя глубина живого океана всего 4 сантиметра...
Александр Лазуткин. Старик Лем был не прав 24.09.2009 – 00:00, Народная газета

      Stanisław Lem napisał/powiedział wiele mądrych rzeczy. Jednym z cytatów ktory najbardziej przypadł mi do gustu to oczywiście «Ateistą jestem z powodów moralnych. Uważam, że twórcę rozpoznajemy poprzez jego dzielo. W moim odczuciu świat jest skonstruowany tak fatalnie, że wolę wierzyć, iż nikt go nie stworzył!»
      Dzisiaj będzie lekko i do pośmiania. O kim? O idiotach. O nich także swego czasu wypowiedział się Lem: «Dopóki nie skorzystałem z Internetu, nie wiedziałem, że na świecie jest tylu idiotów» – i kolejny raz miał rację.
Alkud. Świat jest pełen idiotów 27.09.2009 – 21:18 FREE-MEDIA.PL

      Но вот наступил конец XX века – четкий рубеж для подведения промежуточных итогов.
       «Фантастику ближнего прицела» к этому времени, казалось бы, давно списали в утиль. И в принципе было за что – в рядах ее сторонников талантов уровня Стругацких, Лема или Брэдбери, увы, так и не нашлось.
Дан Медовников, заместитель главного редактора журнала «Эксперт», Тигран Оганесян, специальный корреспондент журнала «Эксперт». Повесьте мишени поближе 28.09.2009 – 00:00, Эксперт

      Есть ли писатели, на творчество которых вы ориентируетесь?
      Лев Толстой, Юрий Коваль, Станислав Лем – я не ориентируюсь на них как эпигон, но всегда имею перед глазами – в качестве образца.
Алексей Иванов: «Если жанровые рамки узкие – я их просто ломаю» 28.09.2009 – 00:00, Прочтение

      «Kukła Polska» to kryptonim dziesiątych już manewrów patriotycznych, które organizuje Fabryka Sztuki, a reżyseruje Paweł Passini. 4 października obowiązkowy przegląd przejdą Schulz, Brzechwa, Lem i Kantor. Kreatorzy i konstruktorzy, architekci sztucznego życia! Nadszedł czas, żeby przewietrzyć naszych mechanicznych podopiecznych! – wzywają organizatorzy.
Łódź. Manewry z Kukłą Polską 28.09.2009 – 00:00, e-teatr.pl

       «Запрещённая реальность» изобилует трюками, спецэффектами, погонями и драками, но как-будто создателям этого было мало и вышло масло масленое – боевик со сложным сюжетом. Сюжет естественно провалился, потому что в девяносто минут такие объёмы информации запихнуть ну просто невозможно. И как результат полный сумбур. Даже любовная линия там к чему-то нарисовалась, обреченная на незавершённость. Если начать разговор о том, сколько нюансов было позаимствовано, становится непонятно, в чём заключалась миссия режиссёра: поставить трюки, подобрать актёров, сказать пару слов на премьере. Мало того, в основе лежит фантастический роман, уже готовенький, и фильм – это его экранизация. Если в качестве примера здравого смысла вспомнить «Матрицу» братьев Вачовски, взятый за основу «Футурологический конгресс» Станислава Лема пригодился, лишь для организации проблематики мира матрицы. Все Нео и Морфиусы, гнутые ложки и пилюли, отскоки от стен и уворачивания от пуль были придуманы самими братьями. И хоть на голову встань, но не переплетается «Запрещённая реальность» в цельный законченный мир. Не может быть там ни «Авто радио» ни «Корбина ТВ». Не получилось соединить московские задворки и путешествия между мирами. Вот и выходит, что вроде всё как у всех, но, к сожалению, всё как всегда.
Дмитрий Пустовойтов. «Запрещённая реальность» – блокбастер на западный манер 13.10.2009 – 18:03, Mobus.com

       «Комсомолка» публикует фрагменты из Льва Гурского «Роман Арбитман: Биография второго президента России»
      Из Части второй.
      «Не прошло время ужасных чудес», – сокрушался знаменитый польский писатель-фантаст Станислав Лем, чей старенький «ровер», буквально испарившийся с автостоянке в Кракове, материализовался в Шатойском районе Чечни – перекрашенный, с другими номерными знаками и всего с десятком километров пробега на счетчике.
Алена АФАНАСЬЕВА. Книгу саратовского писателя хотят уничтожить 14.10.2009 – 01:00, Комсомольская правда

      Станислав ЛЕМ.
      Мой взгляд на литературу. М.: ACT, 2009. 857 стр. Тир. 3 ООО экз. Размышления о сущности литературы родились у автора, когда он попытался понять, почему его произведения в разных странах понимают по-разному
Философия случая 14.10.2009 – 10:53, Коммерческие Вести

      Думаю, в России с ХХ веком не все так просто: на некоторых уровнях развития культуры, общества и государства он давно закончился, на некоторых продолжается, а на некоторых, кажется, и не начинался. В романе Станислава Лема «Звездные дневники Йона Тихого» ракета главного героя попадает в гравитационный вихрь, и времена в ней спутываются – «местами вторник, местами среда, а кое-где, возможно, есть даже немного четверга». Лем, конечно, фантастика, но в России история примерно так и устроена. Будем надеяться, что книга «История России. ХХ век» поможет распутыванию клубка эпох, в котором доныне продолжают запутываться живые люди.
Илья Кукулин. Человеческое лицо без социализма 14.10.2009 – 16:40, OpenSpace.ru

      А поможет нам разобраться в секретах долгожительства академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Росздрава Владимир ШАБАЛИН.
      Вот у нас сейчас есть компьютер. Без него мы уже себе трудно представляем жизнь. Потому что он многие мозговые функции взял на себя. Но сейчас он выглядит как ящик, а пройдет время – и компьютер превратится в горошину, которую можно будет просто вживить в мозг и соединить его с нейронами прямыми контактами. То есть отростки наших нервных клеток будут прямо входить в этот синтетический блок, из которого клетка будет черпать нужную информацию. Тогда отпадет необходимость, например, тратить десятки лет на изучение иностранных языков. А в дальнейшем, может быть, это будет Солярис – мыслящий океан планеты, как у писателя-фантаста Станислава Лема. Интеллектуальная материя сольется в единый управляющий орган биосферы.
Светлана КУЗИНА. Открытие ученых: Мужчины стареют быстрее женщин не от водки, а от воды! Часть II 15.10.2009 – 01:00, Комсомольская правда

      Правда, для того, чтобы сайт был эффективным, он должен быть «живым» и регулярно обновляемым. Ибо нет зрелища печальнее на свете, чем интернет-ресурс, брошенный своими владельцами, при виде которого сразу вспоминается изобретенное польским фантастом С.Лемом словечко «мертвоходец».
Интернет и жилье: почему квартиры не продаются в виртуале и чем Сеть полезна для клиента рынка недвижимости 15.10.2009 – 11:00, Metrinfo.Ru

      Космонавт помоложе по вентиляционным, разумеется, шахтам (как создатели фильмов ужасов жили бы без этих вентиляционных шахт?!) отправляется на разведку. Темно, тесно, клаустрофобично, звучит тревожная музыка, звуки и шорохи тревожные звучат, космонавты по рации обмениваются фразами с претензией на многозначительность, Лем даже вспоминается – в общем, на этом отрезке фильм производит приятное впечатление – жутко, таинственно, многообещающе.
Олег Петров. Пандорум 15.10.2009 – 16:00, УралWeb

      После этого не стоит удивляться, что в результате мы имеем большой дурдом под названием «Украина». Впрочем, хватить обижать по-настоящему (не по-политически) больных людей. Как писал Станислав Лем, нормальные люди делают вещи гораздо более безумные, чем все, что делают сумасшедшие. Разница в том, что сумасшедший делает свое дело бескорыстно, нормальный же ради славы, потому что ее можно обменять на наличные.
ЛИЛЯ БУДЖУРОВА. Наш дом – дурдом 16.10.2009 – 01:00, Первая крымская

      Что же касается нобелевской премии по литературе, то тут дело такое... Насчет последнего присуждения – румынской немке Герте Мюллер – уже прозвучали критические голоса. Что тут скажешь? Совершенно очевидно, Нобелевский комитет любит вытаскивать на свет Божий малоизвестную экзотику. С политическим подтекстом. Или полную постмодернистскую дурь, вроде Дарио Фо, или абсолютно нечитаемую Эльфриду Еллинек. Зато из года в год кочуют в нобелевских списках Марио Варгас Льоса, Амос Оз, Филипп Рот... Умерли, не дождавшись, Томас Бернхард, Станислав Лем, Василь Быков...
Семен Букчин. ДАГЕРРОТИП. Мечты о белорусском «нобеле» 16.10.2009 – 11:40, Белорусские новости

       «Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать», – как-то сказал классик фантастики Станислав Лем, одним махом опустив философские поиски бессмертия на практичный уровень медицинских рассуждений о том, как бороться с болезнями и отсрочить старость.
Алексей Бондарев. Механика вечной жизни 19.10.2009 – 18:06, Сегодня

      С. ЕНИКОЛОПОВ: Нет, дело в том, что первый вопрос получается в том, что много маловероятных событий, которые описываются. С одной стороны, есть масса проблем, каким образом разрушались здания. Что это не так просто, как описано в докладе комиссии. Есть какие-то действительно нестыковки. Ну, какая-то нестыковка с Пентагоном. Потом вдруг выясняется, что все-таки началась война. Ну, дала подвод. И все это вместе, как мозаика, сложить вот эти паззлы, возникают, и очень хорошо, когда можно вот туда вставить в пустое место хорошее простое объяснение. И все сразу выстраивается. Человек так устроен, что он должен иметь целостный ответ. Я не случайно сказал, что с одной стороны очень хочется все понять, но не очень хочется узнавать. Потому что узнавать нужно думать. И тогда вдруг возникает что цепь случайностей может быть. У Лема был такой роман «Насморк» назывался, когда группа людей гибнет однотипно. Все они кушали, по-моему, орешки, использовали какое-то лекарство от аллергии, там что-то еще. А потом выяснилось, что вот это был набор случайностей.
      А. САМСОНОВА: А причина совсем в другом.
      С. ЕНИКОЛОПОВ: Нет, причина, что если все это вместе сделать, то человек, у него вырабатываются определенные гормоны, которые вели их к тому, что они начинали делать некие безумные поступки. Вот все это вместе сложить очень сложно. И там метафорой был дождь. Что капля дождя не играет никакой роли, но когда их очень много, то вдруг выясняется, что возникает лужа и какое-то большое событие происходит. То же самое в тех событиях, которые начинают интерпретироваться, как теория заговора. Вот большое количество маленьких каких-то явлений, которые можно объяснить, а иногда трудно объяснить. Зато когда Вы хотите их сразу объяснить, вот сделать такое одну общую упаковку объяснительную, то тут возникает, что всегда можно ввести некую фигуру, теневое правительство, заговор фармацевтов, Пентагона, и вот тогда у Вас все ответы выстраиваются, вам становится понятно, почему надо было взрывать башню близнецы.
Лукавая цифра: Современные теории заговора 21.10.2009 – 22:12, Эхо Москвы

      Знаете, я с художественной литературой не дружу с детства. Правда, есть несколько авторов, которые мне близки – это Стругацкие, Лемм и Булгаков. А так меня всегда больше занимала научно-популярная литература.
Анна АЛЕКСЕЕВА. Солист «Агаты Кристи» Вадим Самойлов: «Я мечтаю расслабиться и никуда не ездить» 22.10.2009 – 10:55, Комсомольская правда

      Каждый приход книгоноши для семьи пенсионеров Тюриных как маленький праздник. Галине Борисовне – сборник русских классиков. Игорю Александровичу – долгожданная повесть Станислава Лема.
Библиотекарь Ирина Брыжинская победила в конкурсе «Вот моя деревня» 28.10.2009 – 10:29, Иркутская ГТРК

      Участники разговора: поэт Илья Кутик, прозаик и переводчик Луи Мартинес, филолог Сергей Аверинцев (1937-2004)
      Этот разговор я нашёл в архивах «Поверх барьеров» 1994 года.
      Илья Кутик: Львов, это как пруд: бросаете камень, и – много кругов. Но первый круг, он самый узкий. Это, во-первых, мои родители, естественно, и мой отец, который до сих пор живет во Львове. Во-вторых, это друзья. Это Игорь Клех, Григорий Комский, кинокритик Андрей Плахов, тоже львовянин. Второй круг – это, наверное, архитектурный климат, в котором вы вырастаете. А Львов в этом смысле – город совершенно удивительный: в нем смесь и барокко, и классицизма, и романского стиля, и готики, и всего на свете. Как известно, Львов – город древний, XII века, то есть древнерусский, потом ставший польским, потом главным, после Вены, городом Австро-Венгрии, то есть империи, потом опять польским. И вообще Львов всегда был смесью самых разных культур и народов: русской культуры, украинской, польской, итальянской, еврейской, немецкой, армянской и так далее. И поэтому, родившись и живя в таком городе, вы неизбежно становитесь или гражданином мира или неким ходячим постмодернизмом. Потому что постмодернизм – это сосуществование многих стилей, их уживчивость, уживаемость.
      Ну, и последний круг, естественно, если говорить очень кратко, – это круг имен, связанных со Львовом. Львов был, как известно, Лембергом, потом Львовом, теперь он называется Львив. Но круг самый неожиданный. Во-первых, это Захер-Мазох. Его отец был главным полицмейстером Львова, а сын стал основоположником мазохизма. Или, что совсем удивительно, Гийом Аполлинер, который предположительно родом из Сокаля, что подле Львова. Или, что еще хлеще, Роза Люксембург, которая родом из Белой Церкви, тоже рядом. Или польский фантаст Станислав Лем. Или, уж совсем неожиданно, – основоположник мирового битничества Аллен Гинзберг. Его родители переехали из Львова в Нью-Йорк. Ну, из соотечественников – это Виктор Соснора, львовянин, который и петербуржец тоже. Иногда вообще бывает забавно. Например, на одном поэтическом фестивале я встретил польского поэта Адама Загаевского, который живет сейчас во Франции, так он тоже родился во Львове, хотя и в 45-м году, то есть, когда Львов уже стал советским. Потом его родителей перебросили в Польшу. И вообще Львов – это, знаете, как рыцарский орден.
Игорь Померанцев. Культура провинции 03.11.2009 – 19:50, Радио Свобода

      Любовь к чтению привела его в бизнес, а математическое образование не помешало увлечению фантастикой. Наш собеседник – генеральный директор книготорговой компании «Аристотель» Михаил ТРИФОНОВ, основавший своё дело полтора года назад.
      – Что для вас чтение и какие книги вы предпочитаете?
      – Я читаю в основном фантастику, плюс немного философии и бизнеса.
      – Кто из авторов-фантастов вам интересен?
      – Стругацкие, конечно. Это номер один не только в отечественной фантастике, но и, как я считаю, в отечественной литературе. Если говорить про зарубежных авторов, предпочитаю классику середины и второй половины двадцатого века. В первую очередь Лем, Брэдбери, Шекли. Из современных читаю и бестселлеры, которыми интересуются многие, – Перумова, Лукьяненко, Головачева и менее известных авторов. Я – знаток фантастики со школьных времён, посещал объединение «Аэлита», сам организовывал в Новосибирске два клуба любителей фантастики. Мне нравятся такие разные авторы, как Рыбаков (включая Ван Зайчика и «Звезду Полынь»), Лазарчук (кроме его последних вещей), Пехов, Успенский.
Марина ШАБАНОВА. «Людям свойственно читать» 05.11.2009 – 21:00, Ведомости (Новосибирск)

      В гостях: Борислав Козловский, корреспондент отдела «Наука» журнала «Русский репортер»; Дмитрий Рототаев, генеральный директор Московского комитета по науке и технологиям; Михаил Юлкин, руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата РСПП.
      ПОЛЕССКИЙ: Борислав, давайте в заключительной части попробуем быть футурологами и представим, вообще к чему может привести геоинженерия как активно развивающееся научное и технологическое направление. Ваши прогнозы на ближайшие – сейчас я вам даже точно скажу – 11 лет. Знаменитый писатель Станислав Лем говорил, что человек научится изменять климат к 2020 году. Вот ваш прогноз на 11 лет.
      КОЗЛОВСКИЙ: Через 11 лет мы будем говорить о том, что все эти проекты получили первый транш денег. Все подобные вещи затеваются на 50 лет, на 100 лет. Тем более, последствий от них стоит ждать, разумеется, через довольно долгий срок. Так что пессимистический ответ на первый вопрос: нет.
Илья Полесский. Погодная инженерия 09/11/2009 20:05 Радиостанция Finam.FM

      Все картины Андрея Тарковского стали достоянием российской культуры и до сих пор оказывают влияние на развитие общества – будь то картина о великом иконописце «Андрей Рублев», вошедшая в число ста лучших фильмов в истории кино, ленты отечественных фантастов – Станислава Лемма и братьев Стругацких «Солярис» и «Сталкер», или автобиографичное «Зеркало».
4 ноября в уфимском кинотеатре «Смена» покажут кинофильм Андрея Тарковского «Сталкер» 03.11.2009 – 08:59, ГОРОБЗОР.РУ

       «СИДИКОМ» эффективно работает более чем с 7000 российских и зарубежных авторов, среди которых: Чак Паланик, Сергей Лукьяненко, Станислав Лем, Гари Гаррисон, Михаил Веллер, Анджей Сапковский, Урсула Ле Гуин, Андрей Белянин, Александр Громов, Олег Дивов, Евгений Лукин, Владимир Васильев, Михаил Успенский и многие другие.
$7 млн. долларов меняют рынок навигационной картографии России 12.11.2009 – 10:50, Mskit.ru

      Но если большой мечты нет, люди ищут идентичность в прошлом. Будущее у них в дефиците. Между тем, есть серьезный запрос на визионеров типа Ивана Ефремова, Станислава Лема, Артура Кларка, способных предложить и философский, и, одновременно – бытовой образ будущего. Думаю, по мере прихода в активную политическую жизнь новых поколений компьютерной эры общественные дискуссии будут в большей мере переходить из ретроспективы и перспективу. И, наверное, это будет плодотворнее.
Дмитрий Петров, Игорь Задорин. Об истории без истерики. В России и СНГ снова спорят о прошлом. Зачем? 13.11.2009 – 15:26, Liberty.ru

      «Это мы – опилки» – предваряет спектакль цитата из Станислава Лема на программке.
Павел Руднев. Зато я умею летать: Кудряшовцы показали в ГИТИСе «Географ глобус пропил» по книге Алексея Иванова 17.11.2009 – 09:57, Частный Корреспондент

Станислав Лем: «Меня бесят зло и глупость» 18 ноября 2009 года Компьютерра-Онлайн

Интервью со Станиславом Лемом. Часть 2 18 ноября 2009 года Компьютерра-Онлайн

      От Лема до Булгакова
      – Какую литературу предпочитаете?
      – В основном читаю материалы, необходимые для партийной и депутатской деятельности, аналитику, юридические обзоры. Из художественной литературы мне близки писатели-фантасты: Герберт Уэллс, Станислав Лем, из отечественной классики – Булгаков. Недавняя экранизация «Мастера и Маргариты», честно говоря, разочаровала. Я не так представлял себе булгаковских героев.
Денис Абраков. Владислав Хаустов знает, что такое море 24.11.2009 – 10:29, РИА «МедиаРязань»

      Впрочем, мы с вами уже устанавливали, как минимум, дважды: по поводу моего интервью с Лемом («Так воровал: ACT» и двухтомника Голубицкого «Купить и скачать», что, чем ревнивее кто-то охраняет права авторов, тем меньше у последних шансов получить с охранников хоть копеечку за свой труд. То есть, как мне представляется, в какой-нибудь стране с нормальными судами и прецедентным правом стоило бы нам с Голубицким доказать, что деньги, предназначаемые нам, попросту украдены (в моем случае – как минимум АСТ, в случае Голубицкого – «Литресом»), – и уж эти-то компании были бы лишены права взимать какие бы то ни было авторские проценты, а их активы – конфискованы.
Евгений Козловский. Больной перед смертью потел? 27.11.2009 – 16:52, iToday.ru

      В галерее Рор/оff/art до 12 декабря новая выставка Константина Батынкова. Она называется «Веселые картинки», и не зря – на Батынкова смотреть всегда было весело, а сейчас стало еще веселей. Художник отказался – навсегда ли – от привычной монохромности и расцветил свои милые «измененные ландшафты» во всю радужную ширь. Музы ему велели, или виновата новая, светлая мастерская Батынкова – мы не знаем, да и не важно. Живопись Батынкова сменила цвет, но содержание осталось прежним: тихий апокалипсис урбанистической среды. Фоновый городской стресс неутомимый Батынков проецирует на тысячи холстов в форме разрушающихся новостроек (на одной из картин руины Дома Художника на Крымском; пока общественности удалось воспрепятствовать его сносу, но что будет дальше?), фантастических происшествий, поданных как беглый репортаж с места события. Цвет придает Батынкову убедительности, и видно невооруженному глазу, что художник не фантазирует, а лишь гиперболизирует шаткую окружающую действительность. Когда-то давным-давно Станислав Лем написан «Футурологический конгресс», повесть о недостоверности всего на свете. Развив сюжет в сторону голливудской соборности, братья Вачовски получили мрачный триллер «Матрица». В отличие от них, Батынков не ссылается на Лема прямо, но его фантасмагорический мир (в котором на голову вместо кирпича может упасть что угодно, для чего и названия-то нет) несомненно берет истоки в сомнении в достоверности окружающих предметов. Звучит страшно. но выглядит убедительно. Батынкову хочется верить. В цвете – еще более.
Арсений Штейнер. Череп как тема: Батынков, Херст, Скресис: Гид РГ по выставкам современного искусства в Москве 27.11.2009 – 20:01, Российская газета

      Сколько зерен истины и дара предвидения отражено в художественных произведениях таких писателей, как Артур Кларк, Айзек Азимов, Рей Брэдбери, Иван Ефремов, Александр Казанцев, Станислав Лем. Жизнь постоянно демонстрирует всё новые подтверждения существования уникального дара предвидения у неординарных творческих личностей.
Анастасия ГАВРИЛЕНКО. Феномен предвидения 28.11.2009 – 00:00, Зеркало недели

      – Марина спрашивает: «Вас часто сравнивают, чуть ли не с Жюлем Верном. А у вас какие любимые писатели? Фантасты и вообще?»
      – С Жюлем Верном меня сравнили впервые. Спасибо, Марина. У меня из-за компьютера сильно садится зрение, так что, боюсь, сравнение может стать заметным. Ну, из наших писателей – это, конечно, Стругацкие. Я не оригинален, но им удалось сделать то, о чем мечтает каждый писатель-фантаст, стали классиками. Из других – Лем, Бредберри. Те писатели, у которых доминирует не сюжет, а драма, внутренний мир героев. Люблю Кортасара, Борхеса, Маркеса, Умберто Эко. /.../
Дмитрий Глуховский. Жизнь после метро 07.12.2009 – 12:00, Москва Инфо

      А ученые из военного агентства DARPA взялись за совершенствование так называемой «умной пыли» (smart dust). Суть ее заключается в том, чтобы разбрасывать с самолетов над зоной боевых действий тысячи крошечных сенсоров-радиопередатчиков, которые незаметно для противника станут отслеживать все его перемещения и действия. Как в романе известного фантаста Станислава Лема «Непобедимый», где грозным оружием будущего были не громоздкие космические крейсеры или танки, а микроскопические частички металла. По отдельности они представляли собой безобидную пыль, но, объединяясь в тучи, превращались в мощное оружие. И только теперь благодаря нанотехнологиям предсказания фантаста становятся реальностью.
Светлана КУЗИНА. 2025 год: грядет война наномашин 08.12.2009 – 01:00, Комсомольская правда

      По некоторым оценкам достаточно 50 миллиардов подобных нонороботов, чтоб уничтожить всех людей на Земле.
      Так, уже сейчас ученые военного агентства DARPA создают так называемую «новую пиль» используя нонороботов. Ученые надеяться, что рассыпав эту «пыль» из минироботов, оборудованных специальными датчиками на вражескую территорию смогут отслеживать перемещение противника. Этот проект уж больно напоминает повесть Станислава Лема «Непобедимый»...
Исмари. Год 2025: война наномашин уже скоро 08.12.2009 – 18:54, Глобалист

      – А как минимизировать число жертв «исторических войн»? И есть ли способ их вообще прекратить?
      – Во многом войны за исторические образы обостряются тогда, когда нет борьбы за образы будущего. К сожалению, будущее сегодня обсуждается куда слабее и реже, чем прошлое. Между тем на его основе тоже можно формировать национальную идентичность.
      – Так, например, формировалась американская идентичность XVIII века:
      – И большевистская идентичность века двадцатого. Коммунисты просто взяли и зачеркнули прошлое. Для них старая история завершилась 1917 годом. Людей объединяли на основе общей мечты, образа, может быть, недостижимого, но достойного свершений и жертв.
      Мне кажется, сегодня есть серьезный запрос на писателей типа Ивана Ефремова, Станислава Лема, Артура Кларка, способных предложить и философский, и одновременно бытовой образ будущего. Думаю, по мере прихода в активную политическую жизнь новых поколений компьютерной эры общественные дискуссии будут в большей мере переходить из ретроспективы в перспективу. И, наверное, это будет плодотворнее.
Дмитрий Петров. Об истории без истерики [размышляет директор группы ЦИРКОН Игорь ЗАДОРИН] 10.12.2009 – 02:53, Россия

      Американец точно подмечает основные слабости людей – жадность, тщеславие, эгоизм. Недаром когда-то гуманист от фантастики поляк Станислав Лем говорил в своем «Солярисе» – «Нельзя отправляться познавать чужие Вселенные, не узнав хоть частички самого себя».
Егор Лем. Автора «Донни Дарко» поразил синдром 2012 13.12.2009 – 08:00, Ежедневные новости

      Он был уверен, что окружающие – не те, за кого себя выдают, что его домашний телефон прослушивается, что за ним ходят соглядатаи ФБР. Неожиданное приглашение Станислава Лема приехать в Польшу Дик принял за ловушку КГБ, а получив безобидное письмо от читателя из Эстонии, писатель настрочил несусветную телегу в компетентные органы.
Роман Арбитман. Филип Дик, мёртвый и недовольный: Создателю «Человека в Высоком замке» исполнился бы 81 год 16.12.2009 – 08:44, Частный Корреспондент

       «Наука сама по себе ни нравственна, ни безнравственна, – говорит Крис, герой знаменитого романа «Солярис» Станислава Лема. – Нравственной или безнравственной ее делают люди». «Так сделайте так, чтобы она была нравственной!» – повысив голос, со страстью отвечает его собеседник Бертон. В этом призыве – крик человечества. Ведь оно не только пользуется достижениями науки, но и страдает от них.
Валерий Федорович Тырнов. Не черное – не белое: Шарлатаном от науки быть легче, чем эстрадным иллюзионистом: Лженаука воодушевилась и расцвела 16.12.2009 – 10:10, Независимая газета

      О группе компаний «Сидиком» (проект «Прогород»)
       «СИДИКОМ» эффективно работает более чем с 7000 российских и зарубежных авторов, среди которых: Чак Паланик, Сергей Лукьяненко, Станислав Лем, Гари Гаррисон, Михаил Веллер, Анджей Сапковский, Урсула Ле Гуин, Андрей Белянин, Александр Громов, Олег Дивов, Евгений Лукин, Владимир Васильев, Михаил Успенский и многие другие.
Юрий Мальцев. «Прогород» за первые 1,5 месяца существования «договорился» с более 15% рынка ... 16.12.2009 – 11:01, Mskit.ru

      Искусственный интеллект – это такая большая область, что ею можно заниматься всю жизнь, что я, в принципе, и делаю. С пятого курса я начал писать коды, до этого читал книжки о том, что такое искусственный интеллект, экспертная система – это было очень интересно, особенно книжка Станислава Лема «Сумма технологий». Лем описал будущее искусственного интеллекта лет на тысячу вперед.
Юрий Зиссер. Валерий Цуриков, Создатель «Научсофта»: В американской Силиконовой долине темп жизни намного выше... 16.12.2009 – 14:49, IT.TUT.BY

      В сценарии «Аватара» переплетены мотивы разных фантастических произведений. В том числе Станислава Лема, Эдгара Райса Берроуза, Пола Андерсона. Но прежде всего Фрэнка Герберта. Многие идеи и смыслы из его трилогии о Пандоре ( «Ящик Пандоры», «Эффект Лазаря», «Фактор вознесения») стали основой, фундаментом «Аватара».
Кэмерон показал кино будущего 18.12.2009 – 07:32, Новая газета

      21 декабря 1899 года в России вышел первый номер легендарного журнала «Огонёк». /.../
      В этом журнале публиковались: Генрих Боровик, Михаил Швыдкой, Михаил Козырев, Мария Бутырская, Станислав Лем, Борис Стругацкий, Полина Дашкова, Олег Скрипка, Леонид Володарский и многие другие.
Легендарный «горящий» журнал отмечает своё 110-летие 21.12.2009 – 00:05, Yoki.Ru

      Цитата, приличествующая случаю:
      ...Между тем, по ту сторону есть нечто, чего мы не приемлем, перед чем защищаемся, а ведь с Земли привезли не только чистую добродетель, не только идеал героического Человека! Мы прилетели сюда такими, каковы мы есть на самом деле; а когда другая сторона показывает нам нашу реальную сущность, ту часть правды о нас, которую мы скрываем, мы никак не можем с этим смирится! (Станислав Лем «Солярис»)
Мария Иванова. Публицисты за «Аватар» 23.12.2009 – 17:04, Лига свободных городов

      Чего мы, на самом деле, хотим и во что верим? Что можно добиться от соотечественников прилива родственных чувств, отказав им накануне конгресса в возможности без дополнительной волокиты получить российское гражданство? Что гигантская Польша может позволить себе раздавать за рубежом «карту поляка», предусматривающую для обладателя и права, и льготы, а маленькая Россия уже 10 лет не в состоянии выдать своим соотечественникам свидетельство, предусмотренное действующим законом? И тем более не готова наполнить статус соотечественника хоть каким-то содержанием – правом на долгосрочную визу, на временное проживание в России вне введенных недавно квот, бесплатным доступом к музеям, библиотекам и архивам, надеждой вернуться на Родину хотя бы после смерти. ( «Каждый человек должен знать, что его не оставят ни при каких обстоятельствах. Что живой или мертвый, экипаж всегда должен быть на борту». Станислав Лем.)
Константин Затулин. Размышления у аппаратного подъезда 25.12.2009 – 08:24, Новая газета

      Более-менее точные подобия можно найти чему угодно. Вплоть до курьезов. Главный архитектор Перми – Иван Лем, а главный архитектор Екатеринбурга – Эрнст Сарториус. Фамилию Лем мы больше знаем по Станиславу Лему, писателю, у которого в романе «Солярис» один из главных героев – доктор Сарториус.
Алексей Иванов. «Дикое счастье»: Из цикла «Уральская матрица» 25.12.2009 – 08:42, Новая газета

      Когда Лом вернулся домой, то узнал, что звонили и угрожали уже его маме. После этого он написал заявление о похищении в милицию, но его отправили почему-то в Октябрьский РОВД, как объясняют по месту расположения Кумыски. То есть, если бы Лома, похитив, увезли на Байконур, а оттуда на ракете на Луну, то разбираться бы поручили космическому УВД? Это уже Станислав Лем или футуризм какой-то...
Вячеслав Мальцев. Jedem das Seine 26.12.2009 – 22:13, АПН

      В «мозговом центре» администрации президента США Джона Кеннеди работали несколько писателей-фантастов. История умалчивает, был ли там Роберт Шекли. Но, без сомнения, он творил в блистательное время: рядом был гениальный популяризатор науки Артур Кларк; Станислав Лем – писатель поразительного диапазона и научной эрудиции; всегда разный Рэй Бредбери – то мрачный пророк, то мечтатель и поэт; Айзек Азимов, братья Стругацкие: В таком окружении Шекли не только не затерялся, но создал свой мир, который часто просто не укладывался в обычные представления о научной фантастике.
Фирменный коктейль Роберта Шекли 28.12.2009 – 13:31, ИТАР-ТАСС Урал

      Кроме того, он ставит фильмы по книгам известных писателей-философов – С. Лема и братьев Стругацких. Это картины «Солярис» и «Сталкер».
23 года назад умер известный режиссер Андрей Тарковский 29.12.2009 – 09:03, Новости Волгограда.ру

      Рад представить вам планету GJ 1214 b
      Расстояние от Солнца –- 13 парсек (около 40 световых лет). Очень древняя планета. Покрыта океаном. Масса –- 6,55 масс Земли, при этом сила притяжения на поверхности всего 0,91g. Водород-гелиевая атмосфера. Жаль только материнская звезда подкачала: она, как известно, должна быть двойной...
      Кстати, возможно, эту планету назовут Сибирью. Хотя я стою за Солярис. :-)
apervushin. Вот и Солярис открыли 27.12.2009 – 12:36, LiveJournal

Упоминания о Станиславе ЛЕМЕ в интернете в 2005 году

Упоминания о Станиславе ЛЕМЕ в интернете в 2004 году


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© 2010 БВИ