Архив БВИ -> |
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия] |
Упоминания о Станиславе ЛЕМЕ в интернете: Год 2004 Из всего цикла о роботах Азимова вряд ли можно выбрать три совсем уж однотипных рассказа или повести. А если вспомнить его непосредственное продолжение – «Основание», тут следы даже тех, основополагающих Законов теряются так прочно, что остаётся только признать – автор классики жанра фантастики о роботах всегда оставлял за собой право писать не теоретический трактат в стиле позднего Лема на насущные проблемы робототехники или строения позитронных мозгов. Он писал истории для людей, а не для роботов, истории самые разные. «Я был императором, а Кикерикс предводителем масс. Он сверг меня с трона за пять минут, включив себе сильную харизму. Напрасно я пытался помешать ему эдиктами, а видя, что дело плохо, сделал решающую ошибку, снизив подати. Теорию надобно знать. Устранение нужды немедленно ведет к непомерному росту аппетитов и угрожает волнениями более опасными, чем при нищете...». Вряд ли Станислав Лем предполагал, что еще при его жизни моделированием общественных процессов смогут развлекаться не только жители далекой Энции, но и наши сопланетники. Пусть эти модели пока оставляют желать много лучшего, но уже то, что каждый сегодня может дать волю своим политическим наклонностям безо всякого вреда для окружающих, внушает определенный оптимизм. А там и клонирование подоспеет, тогда вообще напрягаться не обязательно. Как теперь принято говорить: «Заплати налоги и живи спокойно». Зачатие (как естественное, так и искусственное) станет попросту неактуальным. В общем, все эти кошмары давно описаны в футурологической беллетристике. Например, в романах Станислава Лема, которые чем дальше, тем больше напоминают не спонтанные провидческие озарения, а литературные иллюстрации вполне реальных проектов глобалистской перестройки мира. Станислав Лем: «Меня бесят зло и глупость» (1) Станислав Лем: «Меня бесят зло и глупость» (2) Такой же день 1998 года. Сенсацией стало сообщение американских ученых: с каждым часом Земля набирает вес. Наша планета, несущаяся по орбите со скоростью свыше 100 тысяч километров в час, тяжелеет за 60 минут на тонну! Происходит это за счет пыли, которую она собирает по пути. Ведь один-два раза в неделю в непосредственной близости от Земли проносится крупное космическое тело, которое вполне может оказаться и чем-то вроде глыбы размером с большой дом. Кроме того, по данным Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, раз в год фиксируется взрыв как минимум в 15 килотонн. Атомная бомба такой мощности уничтожила Хиросиму. Правда, происходит это всё в высоких слоях атмосферы... 12 сентября в 1921 году родился польский писатель-фантаст Станислав Лем, работавший в жанре «сайенс фикшн» (у нас не совсем точно называют его научной фантастикой). В книгах Лема «Солярис», «Астронавты», «Голос неба», «Мир на Земле» всегда явственно проявляется философский подтекст. Остроумием и парадоксальностью гуманитарная фантастика Эпштейна напоминает фантастику научную, скажем, прозу Станислава Лема, тоже большого любителя всяческих «транс-», «прото-», «-логий», «-графий» и т.п. Благодаря функции «сохранение/загрузка» игровая реальность обладает свойством обратимости событий во времени (как тут не вспомнить конструкторов С.Лема, которые создавали варианты обратимой реальности). Акулы, снимавшиеся в фильме, были самыми настоящими, в процессе съемок актеры плескались в окружении реальной популяции морских хищников неподалеку от Багамских островов. Но все-таки главный ужас вызывают в фильме совсем не они. Куда страшнее сам океан: с какого-то момента начинает казаться, что он, подобно Солярису, обладает разумом, но гораздо более мрачным и менее изощренным, чем водяная планета Станислава Лема и Андрея Тарковского. Скорее это своего рода огромный мыслящий желудок, бесстрастно переваривающий своих нечаянных пленников. В фантастическом романе Станислава Лема «Солярис» есть поразительный образ планеты-мозга, способной порождать видения и галлюцинации. Когда я думаю о мате, я вспоминаю чудовищный магнетизм этой планеты. Матерные слова обладают уникальными возможностями по отдельности и в сочетании с другими словами, вырываясь из эротического контекста, но всегда сохраняя свою сексуальную подоснову, определять человеческие чувства, состояния, выражать восхищение и презрение, наивысшее блаженство и полную катастрофу. На днях за утренним кофе завелась у меня новая мысль. Такая задорная и шебутная мыслишка засвербила прямо в левом верхнем углу мозга. Сразу видно – Новая Левая Мысль. Ты кто? – спрашиваю я у Левой Мысли. Она мне тонким незнакомым голосочком отвечает: Я – ЛЕМ. Левый Епархапат Молодежи. Внебрачный сын Зюги и Тихого. Что же нас ждёт в Ле Бурже? В точности не знаем. Зато можем сказать, что само имя машины – это отсыл к смелым экспериментам, к прорыву в неизвестное. Джордж Буш не так давно объявил о подготовке новых амбициозных программ: американцы возвращаются на Луну и снаряжают экспедицию на Марс. Но, увы, за масштабными планами угадывается не дерзновенный прорыв к звездам. В США грядут президентские выборы, а успехи в борьбе против так называемого международного терроризма весьма небогаты. Вот советники президента, как считает известный мыслитель и писатель Станислав Лем, и вспомнили о том, какой эффект произвела в 1969 году высадка экипажа «Аполло-11» на Луну. А.Изюмская: Одну из самых известных экранизаций сделал Андрей Тарковский . По мотивам повести «Пикник на обочине» он снял фильм «Сталкер». Ему же принадлежит киноверсия книги другого автора, Станислава Лема, по роману «Солярис» Тарковский снял одноименный фильм с Донатасом Банионисом в главной роли. Как известно, при съемках «Соляриса» писатель и режиссер сильно поругались. Станислав Лем утверждал, что Тарковский экранизировал не его роман, а «Преступление и наказание». У автора книги «Ночной дозор», а по совместительству и автора сценария к одноименному фильму Сергея Лукьяненко, насколько известно, претензий к режиссеру Тимуру Бекмамбетову нет. ВТОРНИК, 15 ИЮНЯ Итак, мне адресуют сюжет, отдельные ингредиенты которого еще недавно казались достойными внимания. И что же, сюжет во мне не укореняется! Где это, «Пе-тер-бург»? Кто это, «Мак-карт-ни»? В какой стране, на каком свете происходит?! Наконец, что это за странное устройство, из которого меня информировали? «При-ем-ник»? Нечто подобное переживал в детстве, листая Брэдбери и Лема. Генеральские именные пистолеты – самые опасные. По статистике, они стреляют чаще любых других, причем в своих же хозяев. Как заметил польский писатель Станислав Лем, «все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие». В начале 90-х в «МН» была полоса «Лидеры». Из Польши были представлены Бальцерович, Лем, Мазовецкий... А очень хотелось Куроня. О книге: Майкл Крайтон. Рой / Пер. с англ. Е.Шестакова. – М.: ЭКСМО. Если тот же Содерберг в своём «Солярисе» по крайней мере производил впечатление человека, который знает, что творит, Энки Билал, при всём моём уважении к мастеру, такого впечатления не оставил. Книга помечена 2003 годом, но вышла совсем недавно. Увы, подобные издания долго и трудно проходят издательский и типографский процесс. Это не Маринину тиснуть. И не очередной том Макса Фрая, кумира русской молодежи. Вы не любите фантастику? Вас не заинтересовали высокомудрые размышления Рэя Бредбери о необратимости истории, не позабавили «Дневники Ийона Тихого» Станислава Лемма? А читали ли Вы отечественных авторов? Попробуйте, Вам обязательно понравится. Адекватно описать эти особенности «Открытого моря» удается Антону Костылеву и Станиславу Ростоцкому. Море у Ростоцкого и Костылева растворяет смыслы, переводя их в стихию чистого ощущения временной длительности. /.../ Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 19 октября – Дмитрий Новиков, победитель конкурса IV Форума молодых российских писателей, открывшегося сегодня в Подмосковье. – В контексте нашего разговора вопрос «через кого?» немедленно возвращает к его главному герою... В своем знаменитом труде «Сумма технологий» Станислав Лем писал: не стоит думать, что в запасе у будущего есть другая технология получения энергии. Очень может случиться так, что ресурсов «предыдущей» технологии не хватит, чтобы совершить скачок на новую ступень. По оценкам ученых, реактор мог заработать еще 10 лет назад. Сегодня неизвестно, заработает ли он в 2010-м. Насколько еще там хватит нефти? Сюжет игры тоже заезжен до дыр фантастами всех мастей и расцветок. Помнится, в эпоху загнивания социализма, когда наша республика была еще далеко не незалежная, у читателей пользовались немалой популярностью произведения польского писателя-фантаста Станислава Лема. А мне случайно повезло. Со мной тогда повсюду шлялась одна редкой прелести подружка. И завел я ее в свой журнал «Знание – сила», когда мы встречались там с фантастом Станиславом Лемом. Шла довольно интересная болтовня, а мой приятель, всех перебивая, все у Лема домогался, чувствует ли тот, что философией своей обязан Кафке. Мудрый Станислав Самойлович (да, да, и Лем тоже, если кто не знает) вяло отшучивался, ибо явно не хотелось ему быть кому-то обязанным, он был тогда в зените своей славы. Но приятель все настырничал про Кафку, это уже становилось неудобным. Я его решил по дружбе оборвать, нашел удобную секунду и сказал: Стоит ли говорить о том, что мы, русскоязычные украинцы, в состоянии читать не только Пушкина и Булгакова, Шевченко и Лину Костенко, но и Станислава Лема в оригинале. Мы понимаем и белорусский – хотя никогда его не учили. У нас в руках ключ к культуре западных славян – и имя ему – украинский язык. Моя размова с паном Станиславом: «ЛЕМ ЗИМОЙ» Станислав Лем: «Я бы не взял на себя смелости утверждать, в каком состоянии находятся наши отношения с Россией; в настоящее время, пожалуй, ни в каком. Нам недостает конкретизированной политики по отношению к России, так как у нас вообще нет внешней политики. Все партии вцепились друг в друга, как грызущиеся дворовые псы, и им недосуг посмотреть, не идет ли кто-нибудь с палкой». («Тыгодник повшехный», 20 июня) Станислав Лем: «Рапалло [где в 1922 г. был подписан договор между Германией и советской Россией] остается символом и сигналом того, что, если у нас за спиной начинаются какие-то германо-российские соглашения, поляки вправе чувствовать подвох (...) Сейчас немецкое правительство ведет себя сдержанно, но, к сожалению, отростки и щупальца каракатицы вроде Эрики Штейнбах и Центра изгнанных заставляют задуматься. Что будет с внешней политикой России, сказать трудно». («Тыгодник повшехный», 6 июня) Станислав Лем: «Почему польские интеллектуалы смутились и замолкли? Почему они перестали играть ведущую роль – особенно совещательную? Думаю, что я знаю один из ответов: они не знают, что советовать и в какую сторону вести». («Тыгодник повшехный», 3 окт.) В год Петуха родились: академик Андрей Сахаров, писатель Станислав Лем, поэты Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко, балерина Галина Уланова, джазист Бенни Гудмен, артисты Ив Монтан и Монтсеррат Кабалье, Юрий Никулин и Владислав Стржельчик, Бельмондо и Михаил Ульянов, Геннадий Хазанов и Татьяна Доронина, режиссер Марк Захаров, футболисты Гарринча и Ринат Дасаев, журналист Влад Листьев и многие другие известные личности. |
Архив БВИ -> |
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия] |
© 2005 БВИ