Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Станислав ЛЕМ: Фильмография:
Икар-1
Ikarie XB-1
Stříbrná kometa
Za 200 let koncem června
Voyage to the End of the Universe

Художественный фильм.

Чехословакия (Filmové Studio Barrandov), 1963

Широкоэкранный, чёрно-белый. 84 мин.; 81 мин. (США).

По мотивам романа «Магелланово облако».

Режиссёр: Индржих Полак (Jindřich Polák)

Авторы сценария: Павел Юрачек (Pavel Juráček), Индржих Полак (Jindřich Polák)

Операторы: Ян Калиш (Jan Kališ), Саша Рашилов-мл. (Saša Rašilov jr.)

В ролях:

Зденек Штепанек (Zdeněk Štěpánek) – Капитан Владимир Абаев

Радован Лукавский (Radovan Lukavský) – Коммандер Макдональд

Франтишек Смолик (František Smolík) – Энтони Хопкинс

Otto Lackovič     

Отто Ласкович (Otto Lackovič) – Михал

Йозеф Адамович (Jozef Adamovíč) – Зденек Лоренц

Jiří Vrštála     

Иржи Врштала (Jiří Vrštála) – Эрик Свенсон

Мирослав Махачек (Miroslav Macháček) – Марсель Бернар

Марцела Мартинкова (Marcela Martínková) – Штефа

Ярослав Розсивал (Jaroslav Rozsíval) – Корабельный врач

Ирена Качиркова (Irena Kačírková) – Бригитта

Ян Цмирал (Jan Cmíral)

Рудольф Деил-мл. (Rudolf Deyl ml.) – Эрвин Херолд

Сватава Губенякова (Svatava Hubeňáková) – Рена, жена Макдональда

Вацлав /Вячеслав/ Ирманов (Václav /Vjačeslav/ Irmanov)

Ярослав Мареш (Jaroslav Mareš) – Милек Вертбовский

Дана Медржицка (Dana Medřická) – Нина Кирова

Людек Мунзар (Ludek Munzar)

Мартин Тяпак (Martin Ťapák) – Петр Кубеш

Ружена Урбанова (Růžena Urbanová)

Эмилия Васариова (Emília Vásáryová)

Надежда Блажичкова (Naděžda Blažíčková)

Композитор: Зденек Лишка (Zdeněk Liška)

Художники по костюмам: Йосеф Добржиховский (Josef Dobřichovský), Гелена Леговцова (Helena Lehovcová), Ружена Гейскова (Růžena Hejsková)

Звукорежиссёры: Яромир Свобода (Jaromír Svoboda), Богумир Брунцлик (Bohumír Brunclík)

Архитектурное оформление: Ян Зазворка (Jan Zázvorka)

Директор картины: Рудольф Вольф (Rudolf Wolf)

Заместители директора картины: Людмила Тиковская (Ludmila Tikovská), Франтишек Ядерник (František Jaderník)

Ассистенты директора картины: Фердинанд Зеленка (Ferdinand Zelenka), Элишка Доубкова (Eliška Doubková)

Ассистент режиссёра: Иржи Ружичка (Jiří Růžička)

Помощник режиссёра: Гинек Бочан (Hynek Bočan)

Ассистент оператора: Олдржих Губачек (Oldřich Hubáček)

Хореограф: Франтишек Гальмазна (František Halmazna)

Фотограф: Мирослав Пешан (Miroslav Pešan)

Сложные трюки: Ян Калиш (Jan Kališ), Милан Неедли (Milan Nejedlý), Иржи Глупи (Jiří Hlupý), Павел Нечесал (Pavel Nečesal), Карел Цисаржовский (Karel Císařovský), Франтишек Жемличка (František Žemlička)

Ассистент архитектора: Богумил Дударж (Bohumil Dudař)

Дирижёр: Франтишек Белфин (František Belfín)

Автор английского текста: Ева Майклз (Eve Michaels)

Постеры и кадры из фильма:

Чешский постер      Американский постер      Кадр из фильма      Кадр из фильма     
Кадр из фильма      Кадр из фильма      Кадр из фильма      Кадр из фильма     

Призы и награды:

«Золотая Ракета» (МКФ фантастических фильмов, Триест, 1963)

 

Литература:

Kołodyński Andrzej. Filmy fantastyczno-naukowe. – Warszawa: Wydawnictwa Artystyczne i Filmowe, 1972. – S. 126-128.

 

Зато в чехословацком фильме того же года «Икария XB-1», название коего в нашем прокате усекли до лаконичного «Икара-1», только при хорошо развитой фантазии можно разглядеть сюжетные переплетения с другим ранним романом Лема – «Магеллановым облаком».

Можно по-разному относиться к коммунистической утопии польского писателя (всё-таки роман вышел в середине 50-х – даже до «нашего» XX съезда), но все читавшие её согласятся: главный сюжетный стержень произведения – сверхдолгая экспедиция на гигантском звездолёте «Гея» к ближайшей звёздной системе – был выбран Лемом-мыслителем в качестве удобной формы для изложения занимавших его тогда разнообразных философских, научных, социальных идей. Чего стоит одна вставная «сказка о смеющейся Универсальной Машине Тьюринга»!

А для постановщиков фильма, судя по всему, интерес по-прежнему представлял космический антураж, и ничего больше. Звездолёт-«тарелку» соорудили добротную, причудливых интерьеров космического корабля понастроили с избытком – и в качестве десерта в финале побаловали зрителей видом с орбиты на планету с высокоразвитой цивилизацией! Для поддержания видимости действия – не демонстрировать же всю картину одни интерьеры! – были выбраны две сюжетные линии романа: бунт на корабле (от долгого одиночества в замкнутом помещении у некоторых челнов экипажа «поехала крыша») и посещение обнаруженоого в космосе орбитального военного спутника с истлевшими костями воинов-«атлантидов» – мрачный привет коммунистическому будущему от классово-разделённого XX века! После чего о Леме забыли начисто – видимо, решив не перегружать местных зрителей высокоинтеллектуальными рассуждениями о будущем человечества.

Гаков Вл. Безмолвная звезда // Если (М.). – 2001. – № 9. – С. 95-96.


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© 2015 БВИ