Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

ЛЕМ (LEM), Станислав (р. 1921).

Видный польский прозаик, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ лит-ры, классик совр. НФ. Род. во Львове (ныне – Украина), поступил во Львовский мед. ин-т, но вынужден был прервать учебу в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности. Печататься начал с 1946 г.; с нач. 1950-х гг. – професс. писатель. Первые НФ публикации – р-зы «Чужой» и «История одного открытия», повесть «Человек с Марса» (все – 1946). После установления в Польше воен. положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политех. ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т.ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1986). Живет в Кракове. Воспоминания о дет. годах жизни, усиленные филос. размышлениями, составили автобиогр. книгу «Высокий замок» [Wysoki zamek] (1966; рус. 1969).

НФ и филос. тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей-энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. 20 в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, «обкатывались» его оригинальные и смелые филос. концепции, касающиеся перспектив кибернетики и интеллектроники, технол. творения «нов. реальностей» (фантоматика) и космич. цивилизаторской деятельности в целом (см. Астроинженерия, Разум, Футурология), структурной лингвистики и общей культурологии (в т.ч. «этики культуры»), биологии и теории эволюции, теории информации (см. Коммуникации) и мн. др. науч. дисциплин. В то же время, в своих филос. трудах Л. часто выходит за рамки данных совр. науки, расширяя их за счет НФ гипотез и инструментария. Начав творческую деятельность как писатель-фантаст (с эпизодическими выходами в «чистую» филос. эссеистику), Л. в последнее время, наоборот, более известен как философ, лит. критик и публицист, возвращающийся в худож. лит-ру от случая к случаю и явно тяготящийся ее «ограничениями» (необходимостью построения сюжета, композиции, психол. разработки характеров и т.п.). Однако, НФ произв. Л. 1960-70-х гг. по-прежнему сохраняют за ним звание ведущего писателя-фантаста, живого классика этой лит-ры.

Сюжеты и проблематика ранних произв. Л., среди к-рых выделяется повесть «Конец света в восемь часов» (1948; рус. 1974), в той или иной мере связаны с оружием, воен. изобретениями и открытиями и безусловно навеяны только что закончившейся войной. Личные впечатления воен. лет писатель отразил в трилогии «Неутраченное время» [Czas nieutracony] (1955) – практически, единственном нефантаст. произв. Л. Успех пришел к Л. после публикации его первой НФ книги – романа «Астронавты» [Astronauci] (1951; рус. 1955), посвященного первому космическому полету на Венеру, агрессивные обитатели к-рой сначала предприняли неудачную попытку вторжения на Землю (взрыв «Тунгусского метеорита»), а затем самоистребились в ядерной войне, оставив после себя бессмысленно функционирующую «автоматическую цивилизацию» (см. Автоматизация, Близкое будущее, Кибернетика, Мир после катастрофы, Псевдонаучные культы); экранизирован (см. «Безмолвная звезда»). Несмотря на схематизм и перегруженность науч. «обоснованиями», роман сыграл в развитии нац. НФ роль, аналогичную роли «Туманности Андромеды» И.Ефремова – в сов. лит-ре («взрывное» расширение перспектив НФ, прорыв в запретные тогда в социалистических странах науки – кибернетику, теорию относительности и т.п., соц. проблематика). След. книга Л. – роман «Магелланово облако» [Obłok Magellana] (1953-54; 1955; рус. 1958; 1960) – укрепил позиции писателя, как одного из ведущих авторов НФ Польши и всего социалистического лагеря; сюжетная линия полет гигантского «звездного ковчега» к системе Центавра (с перспективой контакта) служит автору удобным фоном для построения широкой панорамы коммунистической утопии на Земле (см. Звездолеты, Коммунизм) также экранизирован (см. «Икар-1»).

Впоследствии Л. радикально отошел от утопических тем, сконцентрировав внимание как раз на филос. проблемах, затрудняющих (а то и делавших неразрешимой задачей) построение утопии. В его тв-ве значительную роль начинают играть сатирические мотивы, что в первую очередь связано с образом Йона (или Ийона) Тихого, более полувека «не отпускавшим» от себя писателя и ставшим своего рода мифом совр. НФ (см. Мифология в НФ). Дневники «знаменитого космопроходца, капитана дальнего галактического плавания, охотника за метеорами и кометами, неутомимого исследователя и первооткрывателя восьмидесяти тысяч трех миров, д-ра honoris causa ун-тов обеих Медведиц, чл. Об-ва Охраны малых планет и мн. др. об-в, кавалера орденов Млечного Пути и туманностей», начатые «Двадцать четвертым путешествием» (1953), вошли в сб. «Звездные дневники Ийона Тихого» [Dzienniki gwiazdowe] (1957; рус. 1961); часть рус. переводов нов. р-зов цикла включена в сб. «Избранное» (1976). Образ, задуманный как «космич. Мюнхгаузен», за последние десятилетия претерпел заметную эволюцию, отражавшую изменения во взглядах и настроениях его alter ego – самого Л. Первые (по времени написания) «Путешествия» сдобрены хорошей порцией юмора (см. Юмористическая НФ), более поздние – представляют собой образец небезобидной сатирической. НФ в традициях Д.Свифта, Вольтера и др., а также филос. притчи и гротеска, абсурдистской НФ.

В параллель с «Дневниками» Л. добавил еще «Воспоминания Ийона Тихого», к к-рым относятся р-зы: «Странные ящики профессора Коркорана» (1960; др. – «Из воспоминаний Йона Тихого. I»; рус. 1963), «Изобретатель вечности» (1960; др. – «Из воспоминаний Йона Тихого. II»; рус. 1962 – «Бессмертная душа»), «Заботы изобретателя» (1960; др. – «Из воспоминаний Йона Тихого. III»; рус. 1962 – «Пропавшая машина времени»), «Из воспоминаний Йона Тихого. IV» (1961; рус. 1963), «Из воспоминаний Йона Тихого. V («Стиральная трагедия»)» (1962; рус. 1962), «Клиника доктора Влипердиуса» (1964; рус. 1965; др. – «Учреждение доктора Влипердиуса», «Заведение доктора Влипердиуса», «Санаторий доктора Влипедриуса»), «Доктор Диагор» (1964; рус. 1967), «Спасем Космос! Открытое письмо Йона Тихого» (1964; рус. сокр. 1964; доп. 1965), а также посвященная проблемам биологии и эволюции повесть «Формула Лимфатера» (1961; рус. 1962; 1963); все эти произв. посвящены разл. фантаст. изобретениям. и открытиям (а также их авторам – эксцентричным ученым). Примыкают к циклу 4 пьесы о компаньоне Йона Тихого и его издателе (см. Театр НФ) – проф. Тарантоге: «Странный гость профессора Тарантоги» (1963; рус. 1965), «Путешествия профессора Тарантоги» (1963; рус. 1964), «Черная комната профессора Тарантоги» (1963; рус. 1968), «Приемные часы профессора Тарантоги» (1975; рус. 1987).

В произв. о Йоне Тихом последних десятилетий заметно желание Л. использовать полюбившегося героя просто как удобный сюжетный мостик (узнаваемый и не требующий серьезной разработки) к нов. проблемам и темам, волнующим писателя. Герой повести «Профессор А.Донда» (1976; рус. 1988) – очередной «безумный» ученый (чья судьба пересеклась с линией Йона Тихого), открывший «информационную бомбу», не предвещающую ничего хорошего совр. технол. цивилизации (см. Коммуникации, Энтропия). Повесть «Футурологический конгресс» (фрагм. 1970; 1971; рус. фрагм. 1972 – «Конгресс футурологов»; 1987) представляет собой остроумную эскападу на тему выдуманной Л.-философом фантоматики (предшественницы «виртуальной реальности» нынешних «киберпанков»), – призванную осчастливить об-во, но в результате случайного «опытного использования» приводящая человечество, погруженного в сладостный галлюциногенный дурман и не замечающее приближения глобальной катастрофы, к вырождению (см. «Внутренний космос», Параллельные миры, Психология). В романе «Осмотр на месте» [Wizja lokalna] (1982; рус. фрагм. 1988 – «В Институте Облагораживания Среды»; 1990) Йон Тихий инспектирует планету, на к-рой уже однажды побывал («Путешествие четырнадцатое»), и воочию наблюдает результат еще одной попытки построения технол. утопии. Созданная с помощью микрочипов, распыленных в атмосфере, «этикосфера» служит надежной защитой от каких бы то ни было преступлений – однако это всего лишь «этический протез», не способный осчастливить людей против их воли (см. Детективная НФ, Интеллектроника, Криминология). Одно из последних худож. произв. Л., также относящееся к «Воспоминаниям Йона Тихого», роман «Мир на Земле [Pokój na Ziemi] (нем. 1986 – ФРГ; 1987 – Польша; рус. 1988; 1988) посвящено перспективам нов. систем оружия, разрабатываемых на Луне. Ряд ранних «Воспоминаний Йона Тихого» в рус. переводах составил сб. «Формула Лимфатера» (1963); все они, вместе с нов. (включая крупные произв.), объединены в сб. «Из воспоминаний Йона Тихого» (1990).

Др. поп. цикл Л. – «Кибериада», начатый в 1963 г. и продолжающийся по сей день, посвящен вселенной роботов и киберорганизмов (хотя в ряде р-зов человек присутствует под именем «бледнотик») и представляет собой остроумную интеллектуальную пародию на эволюцию, религию, саму НФ лит-ру; успех циклу принес изящно стилизованный язык мифа и фольклора (см. Лингвистика, Мифология в НФ). Р-зы цикла, ряд к-рых объединен забавными героями – кибернетическими «богами»-Конструкторами Трурлем и Клапауциусом, составили сб. – «Книга роботов» [Księga robotów] (1961), «Сказки роботов» [Bajki robotów] (1964), «Кибериада» [Cyberiada] (1965); переводы на рус. яз. частично представлены в сб. «Непобедимый. Кибериада» (1967) и «Охота на Сэтавра» (1965). Кибернетический камуфляж этого оригинального мира НФ не скрывает «антропоцентричности» всей затеи, только на первый взгляд кажущейся лит. «игрой ума»: сатирически показать мир людей со стороны (см. Астроинженерия, Боги и демоны, Интеллектроника, Кибернетика). В поздних р-зах цикла – «Альтруизин, или Правдивое повествование о том, как отшельник Добриций космос пожелал осчастливить и что из этого вышло» (1965; рус. 1969; 1990), «Блаженный» (1971; рус. 1989; 1990) и «Повторение» (1976; рус. 1979; 1990) – Л. вновь обращает сатирические стрелы на технократический утопизм, демонстрируя очередные фиаско т.н. «фелицитологии» – науки «осчастливливания» (см. Науки воображаемые, Секс и эротика, Утопия).

Наконец, еще одним любимым «серийным» персонажем Л. стал космич. навигатор Пиркс из одноим. цикла. Действие р-зов и повестей о Пирксе, написанных в 1959-71 гг. и составивших сб. «Рассказы о пилоте Пирксе» [Opowieści o pilocie Pirxie] (1968), разворачивается в близком будущем на Земле и в Солнечной системе (см. Кибернетика, Луна, Марс, Освоение космоса); ряд ранних р-зов включен в сб. «Вторжение с Альдебарана» [Inwazja z Aldebarana] (1959; рус. 1960); рус. переводы включены также в сб. – «Охота на Сэтавра» (1965), «Навигатор Пиркс. Голос Неба» (1971). В произв. цикла автор задался целью проследить професс. эволюцию героя, для чего постоянно ставит его в экстремальные условия, позволяющие Пирксу раскрыться с неожиданных сторон – и как человеку, и как профессионалу. Выделяется повесть «Дознание» (1968; рус. 1970; др. – «Суд»), представляющая собой образец детективной НФ, в к-рой Пиркс «тестирует» професс. пригодность космонавта-андроида, заодно выявляя принципиальное отличие того от человека (см. Роботы); экранизирован (см. «Дознание пилота Пиркса»); р-з «Условный рефлекс» (1963; рус. 1963; 1965; др. – «Лунная ночь»). В одном из последних произв. Л., романе «Фиаско» [Fiasko] (1987), посвященного проблеме контакта, Пиркс погибает, хотя автор оставляет для себя спасительную «лазейку» к будущему воскрешению любимого персонажа.

«Внесерийные» НФ р-зы и повести Л. составили сб. «Сезам» [Sezam] (1955), «Встреча на орбите» [Wejscie na orbitę] (1962), «Охота» [Polowanie] (1965), «Спасем космос» [Ratujmy kosmos] (1966), «Маска» [Maska] (1976). Одно из худож. наиб. совершенных произв. писателя – короткая повесть «Маска» (1974; рус. 1976; 1990) представляет собой емкую и стилистически выверенную (под готический роман) историю «обретения себя», самопознания героини – созданной для уничтожения дерзкого ученого машины-убийцы, к к-рой вместе с искусственным интеллектом и личностью пришла любовь к своей жертве (см. Андроиды, Женщины в НФ, Изобретения и открытия, Интеллектроника, Психология). Также выделяются: р-з «Правда» (1964; рус. 1966), в к-ром представлен интересный образец «энергетической» внеземной жизни (см. Энергия), остроумный памфлет на тему будущей трансплантации и киборгизации (см. Киборги, Криминология, Медицина, Спорт и досуг) – р-з «Существуете ли вы, мистер Джонс?» (1955; рус. 1957); позже переделан в киносценарий – «Слоеный пирог» (1971; рус. 1972; др. «Бутерброд», «Мозаика»); а также пьеса «Верный робот» (1963, рус. 1965) (см. Роботы). Кроме того, на рус. яз. переведены р-зы: «Автоинтервью» (1962; рус. 1964), «Вторжение с Альдебарана» (1958; рус. 1960; др. «Вторжение») (см. Вторжение), «Два молодых человека» (1965; рус. 1965), «Друг» (1958; рус. 1960), «Exodus» (1959; рус. 1960), «Клиент бога» (1954; рус. 1960) (см. Религия), «Крыса в лабиринте» (1956; рус. 1963), «Молот» (1959; рус. 1960), «Одна минута» (1984; рус. 1988), «Провокация» (1984; рус. 1990; 1990 Израиль), «137 секунд» (19..; рус. 1973), «Темнота и плесень» (1959; рус. 1960), «Хрустальный шар» (1954; рус. 1960), «ЭДИП» (1954; рус. 1955). Ряд переводов включен в сб. «Маска» (1990).

Значителен вклад Л. в разработку такой традиционной (и во мн. ставшей расхожим сюжетным клише) темы НФ, как контакт с иным Разумом: в произв. писателя это не утопическая идиллия и не тривиальная дилемма «воевать-торговать», но прежде всего филос., психол. и нравственная драма, концептуальный переворот, затрагивающий и подвергающий переосмыслению самые основы человеческой цивилизации и культуры. Крылатая фраза Л. «Среди звезд нас ждет Неизвестное» нашла худож. воплощение в значительных романах писателя 1960-х гг. – «Эдем» [Eden] (1958; 1959; рус. 1966; 1967), «Солярис» [Solaris] (1961; рус. фрагм. 1962; сокр. 1963; доп. 1976); на рус. яз. оба романа (второй – в сокр. варианте) объединены в один том – «Солярис. Эдем» (1973); «Непобедимый» [Niezwyciężony] (1963; 1964; рус. 1964). В этих книгах представлены разл. варианты неудавшегося контакта с иными, абсолютно не похожими на земную, космич. цивилизациями. Л. сумел зримо представить необычные образцы внеземной (разумной) жизни: в «Эдеме» – это жертвы неудачной попытки биол. реконструкции (см. Антиутопия, Биология, Симбиоты); в «Солярисе» – планета-океан, единый разум, один из самых запоминающихся миров НФ (см. Живые миры, Масштабы пространственные и временные в НФ); в «Непобедимом» – киберцивилизация электронных «мушек», объединяющихся в своего рода коллективный разум (см. Кибернетика, Эволюция); – и доказательно обосновать возможность существования подобных экзотических гомеостатов. Однако столь же убедительной для читателя остается загадочность и непредсказуемость их поведения, мотивов и поступков.

Вершиной тв-ва Л. и всей совр. НФ мн. критики считают роман «Солярис», своеобразно экранизированный А.Тарковским (см. «Солярис»), худож. и филос. значение к-рого не ограничивается проблемой контакта. Гигантский одинокий разум во Вселенной, занятый непостижимой планетарной инженерией, пытающийся протянуть «ниточку понимания» к исследующим его земным ученым – путем посылки к ним «фантомов», людей во плоти и крови, сконструированных на основе информации, выуженной из подсознания землян (и приносящих тем унижения, драмы, трагедии), – это не только естественнонауч. проблемы «соляристики» (см. Науки воображаемые). Благодаря НФ приему, Л. ставит серьезные филос. и нравственные проблемы, среди к-рых не последнее место занимает «земная» проблема совести, моральной ответственности, искаженное зеркало-напоминание о к-рых земляне неожиданно нашли в космосе (см. Женщины в НФ, Психология). Исследователи неоднократно отмечали и метафиз., теологический контекст романа; не случайно полн. вариант перевода на рус. яз., содержащий глубокие и парадоксальные размышления автора о «боге-младенце», «боге, не ведающем что творит», «боге-неудачнике» (см. Боги и демоны, Религия), вышел с большим запозданием – в сб. «Избранное» (1976).

Для Л. характерно постоянное возвращение к старым собственным произв., но на качественно нов. уровне. Утопический мир далекого будущего, ничем не напоминающий мир «Магелланова облака», предстает взору астронавта, вернувшегося после долгих скитаний среди звезд на Землю, в романе «Возвращение со звезд» [Powrót z gwiazd] (1961; рус. 1965); на рус. яз. роман впервые изд. в одном томе со «Звездными дневниками Йона Тихого» – сб. «Звездные дневники Йона Тихого. Возвращение со звезд» (1965). Ослепительные города, россыпь фантаст. изобретений и открытий, из к-рых самое значительное – «бетризация» (поголовное профилактическое устранение центров агрессии в сознании человека), избавившая мир от войн и преступлений (см. Криминология, Мозг), фантоматика, заменившая собой искусство, спорт и досуг и в значительной мере секс и эротику, – все эти технол. чудеса «дивного нов. мира» скрывают обязательную изнанку всякой утопии: плату за спокойствие и процветание. С изчезновением заложенной в генах агрессивности об-во необратимо покидают и др. характерные черты homo sapiens: риск, предприимчивость, способность к самопожертвованию, науч. поиск, романтика неизведанного; духовно «жиреющее» человечество обречено на деградацию (см. Машины, Психология, Технология, Эволюция, Энтропия). Др. вариант соц. деградации, проистекающей от самоизоляции об-ва и превращающей его существование в фантом, миф, представлен в романе «Дневник, найденный в ванне» [Pamiętnik znaleziony w wannie] (1961), написанном в духе Ф.Кафки и содержащем элементы антиутопии и абсурдистской НФ (см. Мифология в НФ). Из др. значительных романов Л. 1960-х гг. можно отметить «Глас Божий» [Głos Pana] (1968; рус. 1970 – «Голос Неба»), характеризующий нов. этап в тв-ве писателя, когда прозаика все в большей мере начинает вытеснять эссеист-философ. Сюжетная линия – расшифровка учеными сигналов от иного космич. разума – служит для Л. лишь средством поразмышлять о совр. цивилизации (находящейся, по мнению автора, в младенческом возрасте), о проблеме коммуникаций, языка общения, границах науч. познания и т.п. проблемах (см. Астрономия и астрофизика, Контакт, Лингвистика, Сверхразум).

Начав уже в 1970-х гг. испытывать постоянный «интеллектуальный цейтнот» – невозможность адекватно, в худож. образах отразить все проблемы, волнующие Л.-мыслителя, стремление ускорить их передачу читателю (а заодно и расширить границы традиционной НФ) – подтолкнул Л.-писателя к активному поиску нов. лит. форм. Эти поиски воплотились в оригинальном жанре, в к-ром уже успешно творил высоко почитаемый Л. Х.Борхес: рец., авторефераты, предисловия, отклики на ненаписанные книги, а также отд. фрагм. из них. Отд. подобные соч., если и не могут быть безоговорочно названы «худож. лит-рой», все же представляют собой яркие примеры смелой и раскрепощенной (но «взнузданной» логикой, науч. методологией, обильно сдобренной юмором) мысли; все они объединены в сб. – «Идеальный вакуум» [Doskonała próżnia] (1971), «Мнимое величие» [Wielkość urojona] (1971). Особенно выделяются: «Культура как ошибка» (1970; рус. 1976) (см. Философия), «Новая космогония» (1971; рус. 1976) (см. Астроинженерия, Астрономия и астрофизика, Контакт), «Альфред Целлерман «Группенфюрер Луи XVI» (1970; рус. 1972) (см. Альтернативная история, Антифашистская НФ), «Sexplosion» (1973; рус. 1990) (см. Секс и эротика), «Экстелопедия Вестранда в 44 магнитомах» (1973; рус. 1990), «Эрунтика» (1973; рус. 1975) (см. Биология, Изобретения и открытия, Эволюция); ссылка на «отрецензированную» книгу «Системы оружия двадцать первого века, или Эволюция кверх тормашками» (1986; рус. 1990 – «Системы оружия двадцать первого века») содержится в романе Л. «Мир на Земле» (см. Война, Оружие); длинный фрагм. «Голем XIV» (1973; рус. 1980), представляющий собой часть обращения к человечеству супер-компьютера – мессии (см. Интеллектроника, Мифология в НФ, Религия), позже переписана в отд. книгу – «Голем XIV» [GOLEM XIV] (1981). На рус. яз. также переведены: «Гигамеш Патрика Хэннэхэма» (1970; рус. 1974), «Перикалипсис» Иоахима Ферзенгельда» (1971; рус. 1973; 1990), «Do yourself a book» (1971; рус. 1979; 1979; др. – «Пишите книги сами»), «Куно Млатье «Одисей из Итаки»(1970; рус. 1972), «Предприятие Быт» (1970; рус. 1972; др. – «Э.Уэйнрайт. «Being inc.»), «Ц.Коуска. «De impossibilitate vitae; De impossibilitate prognoscendi» (1971; рус. 1971; 1990; др. – «О книге Бенедикта Коуски «Предисловие к автобиографии», «Еще одна рецензия»).

Особняком в тв-ве Л. стоят «онтологические детективы», соединяющие детективную НФ и интеллектуальное «расследование» филос. романа (в к-ром разыскивается не преступник, а науч. истина) – ранний роман «Расследование» [Śledztwo] (1959; рус. 1989; 1990; др. – «Следствие») и одна из последних повестей, «Насморк» [Katar] (1976; рус. 1978; 1982). В этих произв. внешняя сюжетная канва – расследование цепи странных явлений, наводящих на мысль о наличии сверхъестественного (воскрешение мертвецов, загадочные смерти без видимых причин) – является только фоном для др. «следствия» – науч., приводящего ученого к выводам, противоречащим совр. представлениям науки и философии (см. Детективная НФ, Криминология, Медицина, Мистицизм и оккультизм); в «Насморке» тайну раскрывает не детектив, а астронавт, отд. чертами характера напоминающий пилота Пиркса.

Крупные НФ произв. Л. в рус. переводах объединены также в сб. – «Романы» (1978), «Избранное» (1981), «Магелланово облако. Солярис» (1987), «Солярис. Непобедимый. Звездные дневники» (1988).

С НФ тв-вом Л. органически связана и его филос. и литературоведческая эссеистика, в науч. работах писателя можно найти истоки мн. фантаст. тем и сюжетов, позже перекочевавших в худож. книги. Л. является автором 4-х фундаментальных работ: «Диалоги» [Dialogi] (1957) – о системах управления и кибернетических принципах (см. Интеллектроника, Кибернетика); «Сумма технологии» [Summa technologiae] (1962-63; 1964; рус. 1968) о путях развития цивилизации в далеком будущем, возможных тупиках на ее пути и многообещающих направлениях, в частности, фантоматики (см. Астроинженерия, «Внутренний космос », Технологии, Футурология); «Философия случая» [Filozofia przypadku] (1968) – о культуре и этике технол. цивилизаций. Наконец, это объемное 2-томное исследование (проведенное, в осн., методами структурного анализа) совр. зап. НФ – «Фантастика и футурология» [Fantastyka i futurologia] (1970); последняя книга, а также ряд литературоведческих статей Л., остро критиковавшие сюжетный примитивизм и общую «благостно-местническую» атмосферу в амер. НФ, привели к скандальному исключению Л. из Ассоциации американских писателей-фантастов (что в свою очередь привело к выходу – (в знак протеста) – из нее таких авторов, как М.Муркок и У.Ле Гуин).

Вл.Б., Вл.Г.

Лит.: Ewa Balcerzak «Stanisław Lem» (1973). Piotr Krywak «Stanisław Lem» (1974). Andrzej Stoff «Powieści fantastyczno-naukowe Stanisława Lema» (1983). Jerzy Jarzębski «Przypadek i Ład» (1986). Stanisław Beres «Rozmowy ze Stanisławem Lemem» (1987). Andrzej Stoff «Lem i inni» (1990).

// Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под ред. Вл.Гакова. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — С. 334-340.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© 1995 БВИ, Вл.Гаков