Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

«МАГЕЛЛАНОВО ОБЛАКО» И ДРУГИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ С.ЛЕМА

Станислав Лем родился в 1921 г. во Львове в семье врача. Здесь он кончил среднюю школу и до 1941 года учился в медицинском институте. В годы гитлеровской оккупации работал механиком. После войны Лем репатриировал в Польшу. В 1948 году кончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове, где живёт и поныне. В 1951 году вышел в свет его первый научно-фантастический роман «Астронавты», в 1955 году – социально-утопический роман «Магелланово облако», в 1954 и 1957 годах – два сборника фантастических рассказов, куда входят «Звёздные дневники» и «Воспоминания Ийона Тихого». Из других произведений Лема упомянем появившиеся в разные годы циклы рассказов «Вторжение с Альдебарана», «Сезам», гротескно-юмористические «Сказки роботов», «Кибериада», романы и повести «Эдем», «Возвращение со звёзд», «Солярис», «Непобедимый», «Голос неба», автобиографическую книгу «Высокий замок», философские работы «Диалоги», «сумма технологии», «Философия случайности», теоретическое исследование «Фантастика и футурология» и др.

Писатель очень серьёзный, оригинально мыслящий, С.Лем отличается энциклопедичностью знаний и смелостью фантастических допусков, основанных на современном научном материале, почерпнутом из первоисточников. В сферу его интересов входят вопросы философии и социологии, психология и прогностика, проблемы, связанные с новейшими достижениями физики, кибернетики, астрономии, биологии, медицины, теории информации, электроники, химии и т.д. По любому затронутому вопросу Лем высказывает самостоятельные суждения, делая далеко идущие выводы. Но вся его эрудиция лежала бы мёртвым грузом, не будь он талантливым писателем.

Художественная палитра Лема столь же многообразна, как и его знания. В лучших произведениях Лема захватывающе интересная фабула, острые психологические конфликты, драматические повороты действия держат в плену любого читателя независимо от того, сможет ли он оценить всю глубину замысла, уловить спорность исходных посылок и парадоксальность конечных выводов.

Особенность Лема ещё и в том, что он не позволяет себе ни в чём повторяться. Отсюда поиски новых жанров и не традиционных изобразительных средств. Любопытные эксперименты фантаста – воображаемые научные рефераты, статьи и рецензии учёных будущего, написанные в иронически-пародийном ключе (сборники «Идеальный вакуум», «Мнимое величие»). Но как раз эти книги не принесли ему большого успеха. «Я не хотел быть ни «трудным», ни «доступным для избранных» писателем, и всё, что я думаю, я пытаюсь выразить так просто, как только могу, – к сожалению, мне это не всегда удаётся», – ответил Лем на упрёки читателей за отход от прежней литературной манеры («Моим читателям». – «Нева», 1975, № 7, с. 100–103).

Всякую фантастическую ситуацию Лем может довести до логического предела, граничащего с абсурдом. Он даёт работу мысли, заставляет думать и спорить. Но тренировка ума никогда не является для него самоцелью. В подтексте остаётся идейная задача, ради которой и написана та или иная вещь.

Взять, например, «Звёздные дневники Ийона Тихого» («Мол. гвардия», пер. З.Бобырь, 1961; БСФ, т. 4, 1965, пер. Д.Брускина). В этих рассказах о баснословных похождениях «космического Мюнхгаузена» Лем преследует пародийные и сатирические цели. Остроумно пародируя стиль и художественные приёмы мировой сатирической литературы от Рабле до Чапека, но прежде всего – «Мюнхгаузена», писатель высмеивает набившие оскомину штампы и трафареты современной фантастики, реакционные политические доктрины, религиозные предрассудки, демагогические методы одурачивания и запугивания народных масс, потребительскую психологию обывателей и т.д. Ийон Тихий – «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь и первооткрыватель восьмидесяти тысяч трёх миров, доктор honoris causa университетов обеих Медведиц, член Общества Охраны малых планет и многих других обществ, кавалер орденов Млечного Пути и туманностей...» – делится воспоминаниями о своих великих открытиях, удивительных приключениях и встречах с жителями других планет...

Вообще юмористика занимает заметное место в творчестве Лема. Остроумные «Сказки роботов» и забавная «Кибериада» соединяют в один сплав пародию с гротеском, причудливую изобретательность с глубокомысленным озорством. Но более доступны подросткам блестящие рассказы о приключениях звёздного навигатора Пиркса, которые можно считать образцом художественного исследования поведения человека в космосе (см. сборник Лема «Охота на Сэтавра», предисл. А.Громовой. – «Мир», 1965).

Важнейшие темы романов – «Эдем», «Солярис», «Непобедимый», «Голос Неба» – разные формы жизни во Вселенной, грядущие контакты и трудности взаимопонимания. Но это книги для взрослых. В детскую же литературу, кроме «Звёздных дневников», «Навигатор Пиркс» и некоторых кибернетических рассказов, входят ранние романы Лема: «Астронавты» (1951), пер. З.Бобырь («Мол. гвардия», 1957) и «Магелланово облако» (1955), пер. Л.Яковлева, предисл. К.Андреева [1960; 1963; 1966].

Вслед за другими фантастами Лем приглашает читателей совершить путешествие на Венеру. Действие в «Астронавтах» происходит в 2003 году. На Земле наступила коммунистическая эра: «Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжёлая, напряжённая и великая эпоха справедливого преобразования мира. Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли». Писатель тщательно обосновывает теоретические принципы межпланетного полёта, с увлечением объясняет сложное устройство ракетного корабля, создаёт запоминающиеся образы участников экспедиции, описывает полёт «Космократора» и приключения на Венере.

Венера оказалась мёртвой планетой. В результате истребительной атомной войны от высокой цивилизации ничего не осталось, кроме страшных развалин, а от разумной жизни сохранился лишь печальный след – две тени на стене... Роман звучит как предупреждение против атомной катастрофы. В этом глубокая мысль и жизнеутверждающий пафос книги. «Астронавты» – образец реалистической фантастики, подчиняющей старые приёмы научно-приключенческого повествования новому идейному содержанию.

«Магелланово облако» – произведение новаторское и по содержанию и по форме. Мечта о всепланетном коммунизме эпохи высшего расцвета (действие перенесено в XXXII в.) воплощена здесь с не меньшей силой и убежденностью, чем в «Туманности Андромеды» И.Ефремова, написанной почти одновременно с романом Лема. Оба писателя, польский и советский, опираются на исходные положения теории исторического материализма и стараются учесть основные направления в развитии техники и естественных наук. И тому и другому удалось создать социально-фантастический роман большой философской глубины, увлекательный по новизне замысла и сюжета.

В обширной экспозиции «Магелланова облака» показана преображённая планета, обогреваемая в северных зонах искусственными солнцами, – Земля с прекрасными городами и обновлённой природой. В этом мире всеобщей справедливости и свободы давно уже не существует государственных границ. Люди освободились от «родимых пятен» прошлого. Стираются и национальные различия.

В центре повествования – история звёздной экспедиции на гигантском космическом корабле, носящем символическое название «Гея» («Гея» – по-гречески «Земля»). Цель экспедиции – попытаться обнаружить в созвездии Центавра планеты с разумными существами и установить с ними связь. Но полёт «Геи» и первая встреча с обитателями Белой Планеты – всего лишь сюжетный ход. Лема интересует другое: ему хочется раскрыть духовный облик людей далёкого будущего, угадать их чувства и мысли. Он убеждён, что человек никогда, ни при каких обстоятельствах не успокоится на достигнутом, никогда не перестанет познавать всё более сокровенные тайны мироздания. В новых общественных условиях неизбежно возникнут новые психологические и нравственные коллизии, иные устремления, другое понимание счастья.

Глубокая мысль вложена в уста конструктора Ирьолы, одного из героев романа: «Некогда, в древности, людей объединяли общие традиции, обычаи, родовые и национальные связи, труды прошлых поколений и культ самых выдающихся событий. А нас сильнее всего связывает наша деятельность по завоеванию будущего. Мы смотрим далеко за пределы личной жизни одиночки. В этом наша сила, мы не ждём пассивно будущего, но сами творим его: наши требования вырастают на основе наших мечтаний, отсюда изменяется и обновляется всё – как в нас самих, так и вокруг нас».

Многочисленный экипаж «Геи» состоит из мужчин и женщин разного возраста, разных интересов, характеров и специальностей. Во время длительного полёта, когда корабль достиг «светового порога скорости», у людей с менее устойчивой психикой начинается странное явление «мерцания сознания». Поддавшиеся отчаянию устремляются к наружным люкам, чтобы выброситься в межзвёздное пространство. В последнюю минуту их останавливает историк Тер-Хаар. Он рассказывает о подвиге немецкого коммуниста Мартина, который жил более тысячи лет назад. Фашисты подвергли его страшным пыткам, но душа его не дрогнула, уста были сомкнуты, и он умер как герой. «Его смерть и молчание, на которое он сам себя обрёк, – говорит Тер-Хаар, – ускорили приход коммунизма, может быть, на минуту, а может быть, на дни или недели – всё равно! Мы находимся на пути к звёздам, потому что Мартин умер ради этого...

И люди на «Гее», преодолев душевную усталость, продолжают свой звёздный путь... Так утверждается в романе идея связи и взаимной ответственности поколений. См.: В.Кантор. Неисчерпаемость человека. Фантастика Станислава Лема. – «ДЛ», 1977, № 9, с. 36–39.

«Вера в будущее – наше благороднейшее право, наше неотъемлемое благо. Веруя в него, мы полны любви к настоящему». Эти слова, сказанные когда-то А.И.Герценом, можно поставить эпиграфом к лучшим произведениям современной научно-фантастической литературы.

Брандис Евгений. От Эзопа до Джанни Родари. – М.: Детская литература, 1980. – С. 392–395.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© 1980 Брандис Е.П., текст