Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

«Астронавты» и «Магелланово облако» С.Лема

Станислав Лем родился в 1921 г. во Львове, в семье врача. Здесь он кончил среднюю школу и до 1941 года учился в медицинском институте. В годы гитлеровской оккупации работал механиком. После войны Лем репатриировался в Польшу. В 1948 году кончил медицинский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Литературная деятельность Лема началась в 1946 году, когда он выпустил фантастическую повесть «Человек с Марса». В 1951 году вышел в свет его первый научно-фантастический роман «Астронавты», в 1955 году – социально-утопический роман «Магелланово облако», в 1954 и 1957 годах – два сборника фантастических рассказов, куда входят «Звёздные дневники Йона Тихого» («Сезам», «Звёздные дневники»). Из других произведений Лема упомянем появившиеся в разные годы сборники рассказов «Вторжение с Альдебарана» и «Книгу роботов», романы и повести «Эдем», «Возвращение со звёзд», «Дневник, найденный в ванне», «Солярис», «Непобедимый», философские трактаты – «Диалоги» и «сумма технологии».

Писатель очень серьёзный и глубоко мыслящий, С.Лем отличается широтой кругозора и смелостью фантастических гипотез, основанных на современном научном материале, почерпнутом из первоисточников. В сферу его интересов входят вопросы философии и социологии, проблемы, связанные с новейшими достижениями математической физики, кибернетики, астрономии, биологии, медицины, теории информации, электроники, химии полимеров и т.д. По любому затронутому вопросу Лем высказывает самостоятельные суждения, делая далеко идущие фантастические выводы. Но вся его эрудиция лежала бы мёртвым грузом, если он не был талантливым писателем.

Художественная палитра Лема столь же многообразна, как и его знания. Какой бы темы он ни касался и какой бы жанр ни использовал, захватывающе интересная фабула, острые психологические конфликты, драматические повороты действия держат в плену любого читателя независимо от того, сможет ли он оценить всю глубину замысла, уловить спорность исходных посылок и парадоксальность конечных выводов.

Всякую фантастическую ситуацию Лем может довести до логического предела, граничащего с абсурдом. Он даёт работу мысли, заставляет думать и спорить. Но тренировка ума никогда не является для него самоцелью. На первом плане остаётся идейная задача, ради которой и написана та или иная вещь.

Взять, например, «Звёздные дневники Ийона Тихого». В этих рассказах о баснословных похождениях «космического Мюнхгаузена» Лем преследует пародийные и сатирические цели. Остроумно пародируя стиль и художественные приёмы мировой сатирической литературы от Рабле до Чапека, но прежде всего – «Мюнхгаузена», писатель высмеивает набившие оскомину штампы и трафареты современной буржуазной фантастики, реакционные политические идеи, религиозные предрассудки, демагогические методы одурачивания и запугивания народных масс, уродливые стороны «американского образа жизни» и т.д. Ийон Тихий – «знаменитый звездопроходец, капитан дальнего галактического плавания, охотник за метеорами и кометами, неутомимый исследователь, открывший восемьдесят тысяч три мира, почётный доктор университетов обеих Медведиц, член общества по опеке над малыми планетами и многих других обществ, кавалер орденов Галактики и туманностей...» – делится воспоминаниями о своих великих открытиях, удивительных приключениях и встречах с жителями других планет...

Избранные рассказы из «Звёздных дневников Йона Тихого» изданы издательством «Молодая гвардия» (1961).

Подростки, любящие научную фантастику, проглатывают «всего» Лема, несмотря на то что сам он ориентируется преимущественно на взрослых. Кроме некоторых рассказов на кибернетические темы и «Звёздных дневников», в детскую литературу вошли два его ранних романа – «Астронавты» (изд. «Молодая гвардия», 1957) и «Магелланово облако» [1960, 1963; предисловие К.Андреева].

Вслед за другими фантастами Лем приглашает читателей совершить путешествие на Венеру. Действие в «Астронавтах» происходит в 2003 году. На Земле наступила коммунистическая эра: «Много лет прошло уже после падения последнего капиталистического государства. Окончилась тяжёлая, напряжённая и великая эпоха справедливого преобразования мира. Нужда, экономический хаос и войны не угрожали больше великим замыслам обитателей Земли». Писатель тщательно обосновывает теоретические принципы межпланетного полёта, с увлечением объясняет сложное устройство ракетного корабля, создаёт запоминающиеся образы участников экспедиции, описывает полёт «Космократора» и приключения на Венере.

Венера оказалась мёртвой планетой. В результате истребительной атомной войны от высокой цивилизации ничего не осталось, кроме страшных развалин, а от разумной жизни сохранился лишь печальный след – две тени на стене... Роман звучит как предупреждение против атомной катастрофы, угрожающей человечеству. В этом глубокая мысль и жизнеутверждающий пафос произведения.

«Астронавты» Лема – образец реалистической фантастики, подчиняющей старые приёмы научно-приключенческого повествования новому идейному содержанию.

«Магелланово облако» – произведение новаторское и по содержанию и по форме. Мечта о всепланетном коммунизме эпохи высшего расцвета (действие перенесено в XXXII в.) воплощена здесь с не меньшей силой и убежденностью, чем в «Туманности Андромеды» И.Ефремова, написанной почти одновременно с романом Лема. Оба писателя, польский и советский, опираются на исходные положения теории исторического материализма и стараются учесть основные направления в развитии техники и естественных наук. И тому и другому удалось создать социально-фантастический роман большой философской глубины и чрезвычайно увлекательный по новизне замысла и сюжета.

В обширной экспозиции «Магелланова облака» показана преображённая планета, обогреваемая в северных зонах искусственными солнцами, – Земля с прекрасными городами и обновлённой природой. В этом мире всеобщей справедливости и свободы давно уже не существует государственных границ. Люди освободились от «родимых пятен» прошлого. Стираются и национальные различия.

В центре повествования – история звёздной экспедиции на гигантском космическом корабле, носящем символическое название «Гея» («Гея» – по-гречески «Земля»). Цель экспедиции – попытаться обнаружить в созвездии Центавра планеты с разумными существами и установить с ними связь. Но полёт «Геи» и первая встреча с обитателями Белой Планеты – всего лишь сюжетный ход. Лема интересует другое: ему хочется раскрыть духовный облик людей далёкого будущего, угадать их чувства и мысли. Он убеждён, что человек никогда, ни при каких обстоятельствах, не успокоится на достигнутом, никогда не перестанет познавать всё более сокровенные тайны мироздания. В новых общественных условиях неизбежно возникнут новые психологические и нравственные коллизии, иные устремления, другое понимание счастья.

Глубокая мысль вложена в уста конструктора Ирьолы, одного из героев романа: «Некогда, в древности, людей объединяли общие традиции, обычаи, родовые и национальные связи, труды прошлых поколений и культ самых выдающихся событий. А нас сильнее всего связывает наша деятельность по завоеванию будущего. Мы смотрим далеко за пределы личной жизни одиночки. В этом наша сила, мы не ждём пассивно будущего, но сами творим его: наши требования вырастают на основе наших мечтаний, отсюда изменяется и обновляется всё – как в нас самих, так и вокруг нас».

Многочисленный экипаж «Геи» состоит из мужчин и женщин разного возраста, разных интересов, характеров и специальностей. Во время длительного полёта, когда корабль достиг «светового порога скорости», у людей с менее устойчивой психикой начинается странное явление «мерцания сознания». Поддавшиеся отчаянию устремляются к наружным люкам, чтобы выброситься в межзвёздное пространство. В последнюю минуту их останавливает историк Тер-Хаар. Он рассказывает о подвиге немецкого коммуниста Мартина, который жил более тысячи лет назад. Фашисты подвергли его страшным пыткам, но душа его не дрогнула, уста были сомкнуты, и он умер как герой. «Его смерть и молчание, на которое он сам себя обрёк, – говорит Тер-Хаар, – ускорили приход коммунизма может быть, на минуту, а может быть, на дни или недели – всё равно! Мы находимся на пути к звёздам, потому что Мартин умер ради этого...

И люди на «Гее», преодолев душевную усталость, продолжают свой звёздный путь... Так утверждается в романе идея связи и взаимной ответственности поколений.

«Вера в будущее – наше благороднейшее право, наше неотъемлемое благо. Веруя в него, мы полны любви к настоящему». Эти слова, сказанные когда-то А.И.Герценом, можно поставить эпиграфом к лучшим произведениям современной научно-фантастической литературы.

Брандис Евгений. От Эзопа до Джанни Родари. – М.: Детская литература, 1965. – С. 296–299.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© 1965 Брандис Е.П., текст