?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 18, 11 класс

г. Томск

ЧУДО ИЗГНАНИЯ БЕСОВ В ПОВЕСТИ В. КОЛУПАЕВА «ФИРМЕННЫЙ ПОЕЗД «ФОМИЧ»

Автор: Морозова Инна,
ученица 11 класса
МАОУ гимназии № 18 г. Томска

Руководитель: Колупаева Ольга Викторовна,
учитель русского языка и литературы

ТОМСК – 2014

 

ВВЕДЕНИЕ

– Красивенькие, – удивленно ответил Степан Матвеевич. – Но они совершенно безвредны. Дети играют с ними.

– Да, да. Вы совершенно правы. Дети, а особенно взрослые очень любят с ними играть. Последствия этих игр хорошо известны.

В. Колупаев «Фирменный поезд «Фомич»

Данная работа «Чудо изгнания бесов в повести В.Колупаева «Фирменный поезд «Фомич» представляет собой продолжение исследования роли и своеобразия использования евангельских мотивов в повести российского фантаста В.Д.Колупаева «Фирменный поезд «Фомич».

В первой части исследования («Чудо претворения воды в вино в повести В.Колупаева «Фирменный поезд «Фомич») мы предположили и доказали при помощи подробного текстового анализа двух вариантов редакций повести, что все фантастическое в повести имеет природу чудесного. Более того, соотнесли чудесное в «Фомиче» напрямую с чудесным в Библии и пришли к следующим выводам:

1. Евангельский текст глубоко зашифрован в тексте повести. Требуется очень внимательное и глубокое с комментариями прочтение для того, чтобы его обнаружить. Возможно, это намеренно сделано автором по цензурным соображениям того времени. Тогда текст прочитывается как своеобразное послание в светлое будущее, правда, далеко не коммунистическое. Следует добавить, что само обращение к чуду, «помимо наслаждения, любопытства,всех тех эмоций, которые нам доставляют рассказы, сказки и легенды, кроме потребности развлечься, забыться, предаться приятным и жутким ощущениям, имеет еще одну цель: чудесное является (и мы в состоянии теперь это понять) наиболее полным исследованием реального мира в целом» (из книги Пьера Мабия «Зеркало чудесного»).

2. В своей интерпретации первого чуда в Кане Галилейской автор использует прием иронии (Иисус – товарищ Обыкновеннов, 6 огромных водоносов – 6 стаканов или рюмок, чудо – невероятное событие в поезде, «уверовали в Него ученики Его» – «Пассажир увидел странную бутылку и, кажется, наконец уверовал, что реальность действительно вполне нормальная»). Весь сакральный смысл чуда претворения воды в вино снижается, приземляется («Меня сбивала с толку обыденность обстановки»). С какой целью? Что подвергается осмеянию: само чудо или герои, которые не могут понять скрытый, символический смысл происходящего? Безусловно, на наш взгляд, последнее. Кроме того, и сам читатель остается по воле автора «в дураках». В замысле Виктора Колупаева, по нашему мнению, прослеживается нечто подобное замыслу М.Булгакова в «Мастере и Маргарите» (подробнее в работе: А.И.Мирер-Зеркалов «Этика Михаила Булгакова»): благодаря неверию героев, их неузнаванию в товарище в шляпе, в пальто и с портфелем – Христа (а у Булгакова в «иностранце» – Дьявола), автор добивается того, чтобы у читателя не создалось ощущения фальши – неизбежного, если бы он старался заставить нас поверить в существование Бога (или Дьявола). «И только теперь покорно, даже с увлечением мы получаем свой урок морали» (А.И.Мирер-Зеркалов «Этика Михаила Булгакова»).

3. Отвечая на вопрос: для чего вообще понадобилось обращаться автору к чуду претворения воды в вино – мы, с одной стороны, увидели материальное воплощение мечты об изобилии еды и питья любого советского человека эпохи 70-х с ее бесконечными очередями за хоть какими-нибудь продуктами (не случайно рассматриваемое чудо относится богословами к чудесам природным или иначе к чудесам насыщения). Но с другой стороны, пришли к выводу, что главное сакральное значение заключается в том, что «чудо, совершенное Христом на свадьбе в Кане, было таким образом указанием на великую радость той эпохи, символом того, что, как утверждал Он и Его ученики, царство небесное приблизилось к человеку. Это значило также, что, вопреки пословице: «Что старее, то лучше», новый порядок, который Он пришел установить, настолько же превосходил старый порядок иудаизма, насколько вино превосходит воду». Но товарищ Обыкновеннов, «носитель истины», с «тоской и печалью смотрит на странную планету», ведь развитие цивилизации ускорить не удалось, новая эра, когда царство небесное приблизится к человеку, еще не наступила, более того «поезд» человеческой цивилизации опять сбился с пути, а знаки Божественного промысла не прочитываются людьми. Но автор ВЕРИТ, что, как написано у Исайи (35:5 и далее): «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь».

В конце предыдущей работы мы предположили, что чудеса исцеления еще впереди. Поэтому в своем новом исследовании мы обратимся к чуду изгнания бесов, хотя считается, что такие деяния Христа (а их несколько) отличаются от исцеления недугов или увечий (видимо потому, что современники Иисуса верили в сатану и его способность вселять в человека бесов, независимо от болезней).

Цель исследования – доказать, что автором сознательно используются евангельские «чудесные» сюжеты, которые придают повести философское звучание, выводят ее за рамки приключенческой и даже фантастической литературы.

 

Задачи:

1. Проанализировать евангельские эпизоды изгнания бесов, привлекая комментарии к ним христианских толкователей.

2. Изучить христианскую демонологию.

3. Провести сопоставительный анализ евангельского текста и текста повести (эпизод изгнания красивеньких).

4. Доказать, что эпизод изгнания красивеньких из фирменного поезда имеет соотнесенность с евангельскими эпизодами изгнания бесов Христом.

Метод исследования: сопоставительный анализ.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

В Евангелиях от Матфея, Марка и Луки неоднократно упоминаются случаи, когда Иисус Христос «изгонял бесов» или «нечистых духов».

Первый случай изгнания бесов произошел вскоре после того, как Он принял крещение от Иоанна Крестителя. После крещения Иисус немедленно удалился в пустыню, где и провел 40 дней и где был искушаем сатаною. По возвращении Иисус начал искать себе учеников и пришел в Капернаум и учил. Как Марк (1:23–27), так и Лука (4:33–36) рассказывают следующую историю: «В синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Но Иисус запретил ему, говоря: замолчи и выйди из него. Тогда дух нечистый, сотрясши его и вскричав громким голосом, вышел из него. И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк. 1:23–27).

Эпизод, о котором чаще всего упоминают, – это исцеление Иисусом бесноватого в Геразе (или Гергесе), или Гадаре, по свидетельству Марка (5:1–13) и Луки (8:26–33), и двух бесноватых, – согласно Евангелию от Матфея (8:28–32). Несмотря на некоторые расхождения, это один и тот же сюжет. После произнесения Нагорной проповеди, Иисус и Его ученики отправились на лодке в страну Гергисинскую, или Гадаринскую. Тут им повстречался человек, одержимый нечистым духом. Вот как об этом повествуется у Марка: «И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом; он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни. Увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему; и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи вышедши, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море».

Естественно возникает вопрос: на каком основании эпизод изгнания из поезда «красивеньких» – «веселых и нужных ребят», «премилых существ», без которых не обойтись никому и которые «очень быстро заинтересовывали пассажиров, но, странное дело, это всегда приводило к ужасным ссорам» – соотносится с евангельским «изгнанием»? Почему «красивенькие» – это библейские бесы?

Видимо, для начала необходимо обратиться к тому, что известно о бесах, демонах и прочей нечисти и сравнить колупаевских «красивеньких» со «слугами вечного зла», с «врагами рода человеческого».

Начнем с их происхождения. Этимология слова бес (старославянское Бъсъ) не вполне ясна. Бес возводится и к индоевропейскому Bhoi-dho-s – «вызывающий страх, ужас», и к санскритскому «б'ас» (bhas) – «светить», и к санскритскому же bes – «бурно, стремительно двигаться». В славянской Библии слову бес равнозначно слово «демон». Например, митрополит Илларион (Алфеев) в своем труде «Православие» (Том I: Диавол и демоны) не разводит эти два термина, обозначающих приспешников Дьявола: «Диавол и демоны (бесы) – постоянные действующие лица восточнохристианской аскетической литературы, которая наполнена описаниями бесовских искушений, демонских «стреляний» и «страхований». Описание бесовских искушений занимает значительную часть «Жития Антония Великого», написанного Афанасием Александрийским».

Это связано с тем, что бесы в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина можно найти в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию, где было использовано для перевода греч. daimones – демоны. В христианских религиозно-мифологических представлениях бесы – духи зла, антагонисты троицы и ангелов, слуги, воины и шпионы дьявола, «враги невидимые» человеческого рода. Как сеятели дурных внушений, болезней (особенно душевных расстройств – «беснования») и всякой скверны и порчи, как разрушители социальных связей, с особенной ненавистью относящиеся к браку и строящие против него всякие козни, бесы сопоставимы со злыми духами различных мифологий, начиная с самых примитивных. Но, согласно христианским представлениям, бесы не только опасны, но абсолютно злы и не могут быть партнёрами никакого договора, ведущего к добру.

«Демоны, или бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека, хотя их присутствие около себя можно ощутить по внезапному настороженному чувству (рядом кто-то есть), причём чувство это гнетущее, тревожное. Они могут проникать через все преграды (стена, дверь), т. к. могут «просачиваться» сквозь них. Свободные демоны не могут проникать в освящённое помещение. Это помещение «отмечено» для Господа, и если в нём происходят угодные ему действия, совершаются молитвы, то он посылает на это место свою Благодатную защиту. Благодать Божья, покрывающая такие места, опаляет демонов, они не могут преодолеть её. Если на человеке нет Божьей защиты, то бесы беспрепятственно могут проникать в его энергетические тела. Бесы живут там, где им есть место. Человек, греша, готовит им такое место. Где грех, там и они» (информация взята на одном из православных сайтов http://www.miru-svet.ru/).

Посмотрим, как эти сведения можно применить для анализа эпизода изгнания красивеньких из заплутавшего во времени и пространстве фирменного поезда «Фомич».

Красивенькие появляются в 85 главе авторского текста «Фомича». Их появлению предшествует внезапное, «настороженное (рядом кто-то есть)», «гнетущее, тревожное» чувство, которое охватывает сначала товарища Обыкновеннова, а потом и других героев – Ивана и Артема. Поначалу красивенькие – это «какая-то тень», «кто-то», кого товарищ пришелец «пристально всматриваясь», пытается «рассмотреть в темноте, остающейся за хвостом поезда» – «словно там действительно можно было что-то рассмотреть».

Иван поясняет: «Видишь ли, Артем, за поездом кто-то гонится.

– Гонится? Как это гонится?

– Да вот так! Ощущение такое. Товарищ Обыкновеннов первым и почувствовал это.

Я попытался всмотреться в черноту ночи, но ничего не увидел. Да и что тут можно было увидеть? Тут хоть глаз выколи!»

В этом фрагменте текста скрывается масса информации о приближающемся зле: оно – порождение «черноты ночи», непроглядной тьмы («Тут хоть глаз выколи!»); оно «невидимо для человека» (от этого еще страшней!), но ощутимо (конечно, важно, что первым приближение врага чувствует товарищ Обыкновеннов; во-первых, как выяснится потом, он уже знаком с красивенькими и знает об их коварстве; во-вторых, как мы выяснили в первой части нашей работы, пришелец не просто пришелец, а «носитель истины», а в контексте нашей темы – Сын Божий, т.е. есть «путь, истина и жизнь»); оно «гонится», преследует заблудившийся, лишенный всяческой опоры во времени и пространстве поезд и людей, находящихся в нем, отчаявшихся, потерявших веру и надежду, измученных сомнениями и поэтому беззащитных для сил зла.

Далее мы узнаем, что «в поезде появились какие-то странные существа, которых раньше не было». Как же они проникли в поезд? «...вероятно, во время ухода экспедиции, когда поезд останавливался», – предполагает один из героев. Вероятно, да. Хотя это и не принципиально, ведь, как уже говорилось, «они могут проникать через все преграды (стена, дверь), т. к. могут «просачиваться» сквозь них».

С момента появления в поезде «странных существ» у читателя может возникнуть вопрос: как выглядят красивенькие? В тексте нет описания их внешности, как, впрочем, нет его и в евангельских текстах. Возможно, описания нет, так как бесы невидимы, они вселяются в людей, в животных, теряя свой облик.

И все же богословы пытались описать облик демона по принципу териоморфии (греч. therion – зверь). За основу брался целый комплекс определенных внешних свойств, присущих «нечистым» животным (первоначально – змее, позже – козлу) и некоторым языческим божествам. Отдаленное указание на звероподобие красивеньких встречается и в повести: «– Трудно сказать, что это, – заметил я. – Похоже на собаку, – сказал Иван. – Да только разве собака угонится за нашим поездом? Тут только гепард может состязаться. Но гепардов в нашей стране нет».

И все-таки автор называет «странных существ» красивенькими.

Приведем фрагмент разговора товарища пришельца и Степана Матвеевича:

«– Вот вы, Степан Матвеевич, говорили про существ. Они ведь красивенькие?

Красивенькие, – удивленно ответил Степан Матвеевич. ...

– ... Они ведь и в самом деле очень красивенькие?

Очень красивенькие, – согласился Степан Матвеевич с некоторой тревогой в голосе.

Просто невозможно себе представить более красивеньких?»

Поначалу слово «красивенькие» используется как прилагательное, описывающее внешность «странных существ», но затем прилагательное становится существительным – именем этих новых обитателей поезда. В тексте повести встречаем: «симпатичный красивенький», «премилый красивенький». Более того, мы узнаем из истории товарища Обыкновеннова (речь о которой пойдет позже) о том, что это наименование «красивенькие» закреплено за ними в бескрайних просторах вселенной. Какую же информацию содержит это определение? Что можно сказать об их внешности? И почему автор не описывает облик этих тварей?

В Толковых словарях (например, Даля, Ожегова, Ушакова, Ефремовой) находим определение слова «красивый», которые сводятся в общем к следующему:

Красивый – поражающий зрение правильностью очертаний, гармонией красок, тонов, линий и т.п., // имеющий правильные черты лица. // отличающийся изяществом и гармоничностью движений; доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный; нравящийся своим внешним видом.

Но кроме этого есть еще одно значение: Красивый – рассчитанный лишь на внешний эффект; привлекающий внимание, эффектный, но бессодержательный; рассчитанный – преднамеренный, умышленный; поражающий зрение – производящий большое впечатление, удивляющий, изумляющий. К этим определениям относится и «красивенький» – рассчитанный лишь на внешний эффект; бессодержательный (Толковый словарь Т.В.Ефремовой).

Истинная внешность демонов считалась крайне уродливой. Исключения составляли те случаи, когда церковная проповедь аскетизма и смирения доводилась до абсурда путем присвоения демонического статуса любой разновидности физической красоты, которая объявлялась проявлением порока, искушения и греха. Отсюда, видимо, и выражения – оксюмороны: дьявольская (бесовская) красота, красив как черт, дьявольски (чертовски, страшно) красив, ужасная (страшная, пугающая) красота, чертовски обаятелен. Но надо заметить, что бесы часто принимали исключительно привлекательный внешний облик. Вспомните, во многих сказках злые колдуньи настолько прекрасны и восхитительны, что невольно забываешь о тех злодеяниях, которые они совершили. Также все знают историю о падшем ангеле Люцифере, который был величественным и прекрасным ангелом до своего восстания против Божьего правления. На его лице, как и у других ангелов, отражалось смирение и счастье. Его высокий и широкий лоб свидетельствовал о могучем интеллекте. Он был совершенен во всем. Его манеры и движения выражали внутреннее благородство и величие, лицо сияло каким-то особенным светом, озаряя все вокруг.

Главная цель бесов – заставить человека перейти на сторону зла, стать тем самым злом. Для достижения своей заветной цели, бесы очаровывают и соблазняют человека сойти с истинного пути. И красота помогает им в этом. Привлекая внешне (а красота – это, как известно, страшная сила) и завязывая отношения с человеком, бес овладевает его сознанием, подчиняет себе.

В рамках исследования в 11-м классе был проведен ассоциативный эксперимент. Учащимся было предложено описать свои ассоциации со словом «красивенькие». Результат нашего эксперимента был такой: внешность «красивеньких» ребята описали как миловидную, симпатичную. Мало кто написал, что они уродливые существа. Но при этом подавляющее большинство опрашиваемых отметили, что несмотря на их внешнюю красоту, «красивенькие» очень гадкие натуры; они лицемерные, злые; лучше человеку с ними не связываться. Род деятельности «красивеньких» многие ученики отнесли к творчеству. Часто встречалось упоминание профессии актеров. На наш взгляд, это очень ценное замечание, ведь актеры перевоплощаются в других людей, живут чужими эмоциями, склонны к лицедейству. А ведь самая сущность бытия бесов – ложь, образ их – фальшивая видимость, маска. Чтобы добиться полного доверия соблазняемого, бесы могут принять образ светлого ангела или даже Иисуса Христа. Апостол Павел пишет, что духи-соблазнители изменятся в ангелов света (Втор. 4,2; Откр. 22, 18-19; 2 Фес. 2, 8-12; 3, 6-7).

Результаты ассоциативного эксперимента подтвердили нашу гипотезу о дьявольской сущности и внешности красивеньких.

И еще одно замечание по поводу внешности красивеньких, которые в тексте повести представлены как инопланетные существа – пришельцы с планеты Хелсы. Варианты обликов космических существ давно уже определены в фантастике и классифицированы (об этом подробно говорится в исследовательской работе Куровской Полины «СВОЕОБРАЗИЕ МОТИВА ВТОРЖЕНИЯ В РАССКАЗАХ Р.БРЭДБЕРИ «УРОЧНЫЙ ЧАС» И В.КОЛУПАЕВА «НА АСФАЛЬТЕ ГОРОДА...» (2012г.)). В классических произведениях о нашествии обычно приводится описание внешности инопланетян чаще похожих на маленьких зелёных человечков. Не менее популярен, впрочем, образ тощих вытянутых созданий с раскосыми тёмными глазами без белка. В уфологической литературе можно встретить и таких обитателей других планет, как инсектоиды, рептоиды, трехпалые гиганты, космические лилипуты, серые гуманоиды.

Но уже в упомянутой работе есть и следующее наблюдение: «Но в исследуемых произведениях мы не находим ничего подобного:. У В.Д.Колупаева инопланетяне описаны очень подробно – это двумерцы, очень похожие на людей: бабушка, садовник, мужчины, женщины. А вот у Брэдбери нет вообще точного описания пришельцев. Это какие-то «огромные синие тени». Их сопровождает «электрическое гуденье, странный холодный свет, вдруг просквозивший в щели под дверью, незнакомый острый запах». Про них ничего не известно. И эта неизвестность и неопределённость вызывает чувство безотчетного страха у героев.

Можно предположить, что в «Фомиче» В.Колупаев использует тот же прием, что и Брэдбери для создания ситуации общения пассажиров поезда с чем-то так до конца и непонятным, невидимым, безликим или меняющим свою личину («сладкий красивый кошмар»), неопределенным, неоформленным, неуловимым – и значит, лживым, фальшивым: «У нежити своего облика нет, она ходит в личинах» (по русской пословице).

И еще об имени этих существ. В евангельской истории изгнания беса в земле Гадаринской Иисус «спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много». Легион – это крупная организационная единица в армии Древнего Рима (что подразумевает также и множество бесов), состоявшая из четырех – шести (и до семи) тысяч человек. В тесте «Фомича» есть дважды упоминание о количестве красивеньких и оба в рассказе Обыкновеннова о событиях на планете Хелсе: «Лишь огромные полчища красивеньких с бешеной скоростью бегали в разных направлениях по дорогам, площадям и улицам города и коридорам института Великого Синтеза»; «Толпы красивеньких душераздирающими радостными воплями встретили мое появление». Неизвестно, сколько их находится в поезде, но, на наш взгляд, характерно следующее замечание героя-рассказчика: «...премилые красивенькие уже завоевали весь поезд».

Важно отметить и еще одну существенную деталь: автор не дает нам описания внешности этих «очень веселых и нужных ребят», но зато несколько раз отмечает характер их голоса: «душераздирающими радостными воплями», «зловещим голосом», «издавал радостный вопль», «скрипучим голосом». В приводимых выше цитатах из евангельских текстов мы обратили внимание на то, что одержимые бесами или сами бесы кричат «громкими голосами». В христианской демонологии отмечается, что демоны часто издают гнусный смех (отсюда пошло выражение «адский хохот»). Но главное, одержимые в Новом Завете рассматривались как люди, находящиеся под властью или контролем беса, который проводил свою волю посредством своей жертвы: бесы могли пользоваться голосовыми связками одержимого, чтобы говорить (Матф. 8:29,31; Марк 5:7-10). Иногда у одержимого мог достаточно сильно измениться голос, и люди распознавали, что через человека говорит бес. Каждый раз, когда бесы говорили через человека, их речь всегда была рациональной и логической. Примечательно в этом отношении следующее наблюдение Артема: «Не сама она так со мной разговаривала. Не сама. Это любезные существа говорили ее голосом». Могли измениться и физические возможности одержимых. Например, о гадаринском одержимом: «...никто не мог его связать даже цепями; потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его...». В тексте «Фомича» есть следующее наблюдение: «Отец, немного удивленный поведением своего сына, пытался было влезть в компанию с советами и расспросами, но получил от мальчика увесистый, откуда только силы у сорванца взялись, удар киловаттным паяльником, и теперь тихонечко трогал ссадину на лбу смоченным в крови платком».

Следует отметить, что с появлением красивеньких в поезде люди, их отношения начинают меняться. Артем замечает за Ингой, своей возлюбленной, некоторый странности: грубость, агрессию: «Нет, не могла она быть такой. Ни со мной, ни с кем другим. И хоть мало я ее знал, это так, но только знал всю, ничего в ней для меня не было тайного. Не могла она быть такой. Холод прошел по душе и стало страшно». «Вежливые и милые существа очень быстро заинтересовывали пассажиров, но, странное дело, это всегда приводило к ужасным ссорам, чуть ли не дракам». «Что-то пробежало между всеми и мной. Ну да! Это все проклятые красивенькие! Они, они, тут больше ничего другого и не было. Да только как все это объяснить женщинам, если они и слушать не хотят? И не будут!»

Христианские бесы ненавидят праведность и добродетели, ненавидят всё то, что связано с Господом. Они стремятся всеми силами заполучить человека, склонить его ко греху и затем взращивать, увеличивать в нём этот грех, пока человек не станет их «рабом». В сочинениях Симеона Нового Богослова (пользуемся материалом из работы Митрополита Иллариона (Алфеева) «Православие. Том 1: Диавол и демоны») подробно описываются разнообразные приемы, используемые бесами для борьбы с людьми. Иногда, говорит он, они стоят вдали, иногда подходят ближе; иногда устрашают человека и смотрят «кровожадными глазами», в другой раз обращаются с льстивой и как бы дружеской беседой или предлагают вкусить сладких, приятных плодов и отдохнуть от трудов. «Так они восстают на нас не только днем, но и ночью, и не только когда мы бодрствуем, но и когда спим». Иногда они нападают и пугают смертью, думая сбить с пути.

То же самое мы видим и в тексте повести: Артем идет по поезду и наблюдает за происходящим. В одном купе красивенький смастерил для ребенка игрушку и тем самым, можно сказать, купил его сердце: «Раз, два, что-то там поделал, попилил, построгал, отполировал, и в руках у мальчика оказалась лодочка, симпатичная, красивая, стройная какая-то. И минуты не прошло, как он ее смастерил. Мальчишка от радости зажал игрушку ручонками и чуть испуганно поглядывал по сторонам, не отберут ли?» «В следующем купе две девочки-акселератки играли с другим красивеньким в загадки. И так интересно было им, что даже отец, который вчера пытался читать им вслух книгу, приоткрыл рот и тоже потихонечку уже начал принимать участие в игре. Загадки, по-видимому, были интересными и свежими, потому что в купе на самом деле было интересно. Чувствовалось это». «Еще дальше красивенький деловито раскладывал на столе пасьянс и четыре женщины, один мужчина и ребенок с интересом смотрели на это чудо совпадений. Выходил какой-то очень сложный. Это было видно по восторженным лицам». «А тут мой Сашенька преспокойно играл в кубики с очередным красивеньким. И даже Инга, кажется, была этим очень довольна. Что-то уж там очень интересное получалось из этих кубиков...». Одна из героинь, Зинаида Павловна, с удовлетворением замечает: «Кто-то организовал игры для детей. Все успокоились, ведут себя послушно, не пристают к родителям. Что еще можно пожелать сейчас в поезде?» Далее она замечает: «Очень хорошо поставлено детское обслуживание». Постепенно становится очевидным, что красивенькие действуют через детей и на детей, так сказать «воруют» детей. Хотя как раз в воровстве детей обвиняется Артем («– Он детей ворует! – взвизгнул шарообразный Мотя. – Детей!.. Вас судить надо за одно только воровство детей!..»). Красивенькие действуют через самых незащищенных, выполняя их незамысловатые желания, восполняя недостаток внимания со стороны родителей, развлекая и соблазняя игрушками, играми, забавами. И Артем размышляет: «Все, все ерунда. И магазин, и всякие бутылки, и сама пропажа поезда. Даже пришельцы ведь в принципе могут быть. Но вот этого! Вот этого-то уж не могло быть точно! Ни наука, ни человеческий разум не в состоянии выдумать такое. Да и человеческая фантазия – тоже. Значит, пока мы тут сидели обсуждали, что да как, судили-рядили, головы ломали, что же нам теперь делать, произошло нечто более страшное, чем все предыдущее».

На наш взгляд, существенным становится и еще один момент. С появлением красивеньких в речи героев начинает упоминаться черт: «Что за черт!», «Катитесь-ка к черту!», «Да к черту все мои рассказы! – Нет, не к черту... Не к черту твои рассказы», «Вот ведь чертовщина какая!», «– Так вы считаете, что чертовщина с нашим поездом началась именно в момент его отхода?». Видимо, это не случайно: герои как будто бы ненароком называют тех, кто на самом деле является причиной блужданий поезда и его пассажиров, ведь черт (бес) всегда находится где-то рядом, поблизости от человека, как бы ожидая его промахов, отсюда и происходят поговорки типа: «Бес попутал» и т.п.

Далее события в поезде развиваются следующим образом: красивенькие предлагают пассажирам подписать договор. «Это был договор на передачу фирменного поезда «Фомич» в собственность красивеньких. Покупающая сторона, в свою очередь, обязывалась довести наш поезд до Марграда». «– Единственная возможность. ... Больше мы ничего не можем сделать», – мрачно констатирует один из героев – Иван. «Ведь это же единственное наше спасение!» – вторит ему другой, Степан Матвеевич.

Мотив подписания договора с Дьяволом – известный литературный мотив, встречающийся довольно часто (например, Гете «Фауст», Булгаков «Мастер и Маргарита» и др.). Но у Колупаева, на наш взгляд, есть существенное отличие: это коллективное подписание! Не один человек, не отдельная личность хочет продать свою душу Дьяволу (а в тексте это «красивенький в красной мантии, весь седой и, надо полагать, очень старый»), а «люди», «человеки», «товарищи»... «...уже через меня лезли желающие совершить акт подписания договора...». «В купе уже набился народ из соседних отделений, да, наверное, и из других вагонов. Уже давно слышался какой-то шум, какое-то недовольство. И вдруг все прорвалось.

– Подписывайте! – взывал чей-то отчаянный голос. – Подписывайте, и дело с концом!

– Да что же нам в этом поезде вечно ехать, что ли?

– Жара невыносимая!

– Дети ведь с нами едут! Дети! Детей пожалейте!»

Главным героям, особенно Артему, который считает, что, возможно, «поезд и придет к конечной станции согласно этому договору, только нас в нем уже не будет. Это точно», предстоит нелегкий выбор: «Я знал, что этих существ надо выгнать из поезда, но только что делать потом, я не знал».

Вот собственно с этого момента и начинается сам сюжет «изгнания бесов».

В статье «Иисус Христос и изгнание им бесов» интернет-проекта «Энциклопедия замечательных идей и людей» говорится: «Понятие «изгнание нечистой силы» («экзорцизм») восходит к греческому слову exousia, что означает приводить к присяге и брать под начало, взывая к высшей силе о закреплении согласия. «Изгонять нечистую силу» – означает, таким образом, «заклинать» (от латинского слова adjuro) духов уйти именем Бога. Иисус же не был экзорцистом – заклинателем бесов именем Бога, – поскольку Ему не нужны были никакие высшие силы, кроме Себя самого.

То, как просто Иисус расправляется с бесами, значительно отличается от практики остальных праведников его времени. Для изгнания духов большинство заклинателей той поры использовали ритуал, заговоры, знаки и магические изображения. Профессор Мерилл Ф. Унгер из Далласской теологической семинарии писал в своей работе «Библейская демонология» о том, что метод Иисуса Христа потому отличается от всех других подходов, что в нем «нет ни магических приемов, ни ритуальной тарабарщины, – ничего, кроме Его собственного живого слова, исполненного безграничной властию и силою. Он говорит, и бесы повинуются ему как Владыке мира иного».

Мы видим, что для автора «Фирменного поезда» тоже принципиально в борьбе с красивенькими не применять не только магических заклинаний, ритуалов и т.д., но даже не использовать физической силы:

«– Валерий Михайлович, вы можете что-нибудь объяснить людям?..

– Хорошо, – сказал Валерий Михайлович. – Я начну их вышвыривать в окна. А Федор будет мне помогать.

– Вряд ли это поможет, – усомнился я. – Тут нужно убеждение. Сможете убедить пассажиров, что красивенькие только обманывают, завлекают нас?»

Артем, а за ним и другие герои повести, начинают понимать, что пассажирам «Фомича» «важно доказать», что они могут «обойтись и без этих существ: «Сами мы, сами, понимаете, сами можем все сделать!» На подмогу Артему приходит своеобразный отряд апостолов (а евангельским апостолам действительно было дано право изгонять бесов, например, апостол Павел изгнал беса из девушки, имевшей пифийский дух) – студенческий строительный отряд во главе с Валеркой, который тоже использует силу Слова: «– Студенческий строительный отряд рапортует, ... что фирменный поезд «Фомич» очищается от красивеньких. Потерь с нашей стороны нет. Часть пассажиров помогает нам, хотя пришлось провести серьезную разъяснительную работу».

Характерен следующий диалог:

«– Вы их выбрасываете? – спросил я. – В окна?

– В одном только случае, – ответил Валерка, опускаясь на полку. – Сейчас закончим прочесывание. А вообще-то они отступали сами. Нам писатель Федор объяснил тактику. Надо, говорит, убедить людей, что мы можем обойтись без всяких этих красивеньких, что мы и сами все можем сделать. И для детей, и для взрослых, и для стариков. Некоторые граждане были очень недовольны. Но у нас в институте были специальные занятия по методам агитации. – И он слегка, машинально подул на свой довольно увесистый кулак.

– Не это было основным доводом? – спросил Иван.

– Да что ты, – засмеялся Валерка, нервно и возбужденно. – Нет. У нас совершенно другие методы убеждения».

Автор настойчиво подчеркивает, что физическим воздействием («довольно увесистым кулаком») красивеньких изгнать из поезда невозможно. В этом отношении примечателен следующий эпизод: «Я все же попытался схватить красивенького, но он уцепился за что попало и даже за плечо моего сына, так что уж теперь-то я его выбросить никак не мог». Но самое главное: «да и сын с радостью подставил ему плечо и даже сам удерживал его тоненькими ручонками». Нужны другие методы – методы убеждения, разъяснения, агитации. Пассажиры поезда должны поверить в себя, иначе «через час, другой мы все тут перессоримся, передеремся и поезд на совершенно законном основании перейдет к красивеньким, как уже неоднократно случалось с целыми человеческими обществами». Опасение не случайное, ведь известна история красивеньких, которую рассказывает товарищ Обыкновеннов еще в самом начале их появления. Это печальная история разумных существ – обитателей планеты Хелса (головомозгов, руконогов, спинозадов, брюхошеев, свинобобов), которые «пожрали друг друга без остатка и отходов», т.к. «в основном занимались бесконечными дрязгами, сплетнями и ссорами, что и привело к их полному взаимному перевариванию...». Планета (а это уже была двадцатая по счету планета) досталась красивеньким: «красивенькие неповинны в том, что хелсийцы пожрали друг друга без остатка и отходов. Мы, красивенькие, не убивали их. Они уничтожили себя сами. И теперь эта планета принадлежит нам». Пророчески звучат слова седого красивенького, обращенные к Обыкновеннову: «Если и у вас есть брюхошеи, спинозады, руконоги, головомозги, свинобобы или другие, подобные им существа, то час пробьет и у вас». И на гордое «мы примем меры» отвечает «зловещим голосом»: «Если у вас есть брюхошеи или спинозады, это не поможет». Товарищ Обыкновеннов, который до встречи с красивенькими «был капитаном обычного торгового корабля», «принял экспедицию с носителями истины», цель которой было «ускорение развития земной цивилизации». Но мы уже знаем, что эта экспедиция потерпела неудачу.

«– Вы думаете, – спросил Степан Матвеевич, – что нечто аналогичное может произойти и у нас?

– Этого я не могу сказать. Будьте любезны, – ответил пришелец. – Я просто рассказал, а вы уж сами принимайте меры».

Но все ли меры приняли герои, изгнав красивеньких с помощью Слова из поезда? Седой красивенький в мантии, как бы стращая, говорит: «...мы подождем, подождем. Случаев у нас еще представится много. Да вы и сами еще попросите». И поясняет: «...мы нужны друг другу». И это пророчество вполне может осуществиться. Сами герои осознают связь между поступками, мыслями людей и появлением красивеньких – «очень веселых и нужных ребят»:

«– А не возвратятся? – усомнился Юрий. – Ведь очень даже просто могут возвратиться.

– Не возвратятся, если мы их сами в душе не позовем, – сказал Иван. – Они это очень тонко чувствуют, гады».

Герои повести, безусловно, придерживаются убеждения, что одержимость может охватить только тогда, когда люди добровольно подвергают себя действию бесов – красивеньких («если мы их сами в душе не позовем»).

Иисус Христос говорит, что изгнание Им бесов является знамением начала евангельской эры. В Евангелии от Луки 11:20-22 читаем Его слова: «Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападает на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него». У автора повести «Фирменный поезд «Фомич» и его главных героев уверенности в том, что все испытания и препятствия, искушения и соблазны на пути их следования закончились, нет. Эпизод с красивенькими заканчивается следующим размышлением Артема Мальцева: «Что бы там ни было, а наш поезд продолжал нестись в страшное неизвестное. И хорошо или плохо, но, кажется, мы только помогали ему в этом. Вот какая мысль вдруг возникла у меня».

Митрополит Илларион (Алфеев) в своем труде «Православие» (Том 1: Диавол и демоны) ссылается на Симеона Нового Богослова: «Некоторые из них (т.е. бесы) показывают нам, что невозможно до конца вынести труды этого пути, другие – что тщетны они (эти труды) и не приносят никакой пользы трудящимся; иные же говорят, что этот путь никогда не будет иметь конца, показывая некоторых из тех, кто не исправились и, хотя много времени провели в подвигах, никакой не получили пользы...». Наконец, они сбивают с пути тех, кто шел по нему своевольно или с гордостью. «Но как поведаю вам, – заключает Симеон, – или как исчислю... козни противника нашего диавола и его злых духов?»

Борьба с красивенькими, с этим «сладким и красивым кошмаром» не окончена. Только одного из них удалось выбросить в окно (видимо, уместно здесь будет вспомнить о том, что бесы просят Христа не изгонять их в адскую бездну, а войти в свиней. И Он позволяет им это, – и свиньи, обезумев от бесовщины, бросаются с обрыва в озеро и тонут), все остальные «исчезли сами». Вообще бесы созданы из тонкой материи, невидимой для человека. Евангельские бесы могли существовать только в чужом теле (человека, свиньи). В «Фомиче» они материализуются, получают собственное тело (хотя и остаются как бы невидимыми, ведь портрета их в тексте мы не нашли) и стремятся вытеснить уже не нужные в качестве «жилища» тела людей. Кроме того, материализованное зло – это враг явный, с ним и бороться проще. «Несколько минут все упивались радостью победы». Но все последующие события свидетельствуют о том, что сами пассажиры не одолели своего внутреннего «невидимого» врага, не победили в себе «головомозгов, руконогов, спинозадов, брюхошеев, свинобобов»1 и еще предстоит главному герою Артему Мальцеву совершить свой жертвенный подвиг, и поэтому фирменный поезд «Фомич» продолжает нестись в «страшное неизвестное», а «евангельская эра» еще не близко.

1 Ассоциативный эксперимент, проведенный среди учащихся 11 класса, показал, что все эти существа в основном вызвали у опрашиваемых негативную оценку. Отмечалась их жадность, неприспособленность, стремление к выгоде, хитрость, неряшливость, леность, коварство, высокомерие и т.д. Это полностью подтвердило предположение о греховности этих существ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ

Подводя итоги проделанной работе, можно сформулировать следующие выводы:

Эпизод «изгнания красивеньких», безусловно, соотносится с евангельскими сюжетами изгнания бесов. Исследуя текст повести, мы установили, что красивенькие – это материализовавшиеся в пространстве поезда злые духи (бесы, черти, демоны). Это доказывает их внешность (которая одновременно является и видимой и невидимой), их поведение (обман, соблазн, искушение людей), их цель (захватить поезд, подчинить пассажиров своей власти). Кроме того, появление красивеньких выявляет и сущность самих героев, их безнравственность, греховность, слабость, что соответствует христианской гипотезе существования зла: «Всякая душа, не видящая Света жизни, светящего днем и ночью, бывает им (диаволом) мучима, ударяема, томима, ведома и связываема, и каждый день бывает пронзаема стрелами удовольствий... С великим потом, трудом, болезнью и страданием она всегда ведет с ним непримиримую войну. Всякая же душа, видящая Божественный свет, от которого он отпал, презирает его и... попирает этого князя тьмы, как листья, упавшие с высокого дерева. Ибо во тьме он имеет силу и власть, во свете же становится трупом» (Симеон Новый Богослов).

На наш взгляд, важным стало то, что борьба со злом ведется по всем евангельским канонам – силою Слова («убеждение», «разъяснительная работа», «агитация»). И именно силою Слова красивенькие изгоняются, а поезд «очищается» от «сладкого кошмара».

Интерпретация евангельского чуда претворения воды в вино не единственная в повести В.Колупаева «Фирменный поезд «Фомич». Можно с уверенностью сказать, что автором сознательно используются евангельские «чудесные» сюжеты, которые придают повести философское звучание, выводят ее за рамки приключенческой и даже фантастической литературы.

«Фирменный поезд «Фомич» – произведение, в котором автор ставит поистине вечные вопросы: кто мы? Зачем мы? Куда мы идем? Вопросы, на которые «заплутавшее» во времени и пространстве человечество еще долго и мучительно будет искать ответ, хотя ответ этот уже найден и дан и в евангельских текстах: «Да любите друг друга», и в тексте повести Виктора Колупаева: «Будьте людьми!»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедия замечательных идей и людей. ИИСУС ХРИСТОС И ИЗГНАНИЕ ИМ БЕСОВ (Jesus Christ, exorcisms of) – http://www.abc-people.com/phenomenons/ghosts/doc-jesus.htm

2. Мирошничеко М.И. Библейский взгляд на феномен одержимости и изгнания бесов  – http://masters.donntu.edu.ua/2012/fknt/miroshnichenko_m/library/article3.htm

3. Марина Журинская о 8 главе Евангелия от Луки. Притча и изгнание бесов – http://www.foma.ru/pritcha-i-izgnanie-besov.html

4. Митрополит Илларион (Алфеев) Православие. Том 1: Диавол и демоны – http://www.pravoslavie.by/page_book/diavol-i-demony

5.Википедия – http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%81_(%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE)

6. Христианство. Изгнание бесов – http://www.mirusvet.ru/56/Izgnanie%20besov.html

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2014