?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Проблема параллельных миров, времени и пространства в современной фантастике

Полле Дарьяна, НОУ гимназия «Томь», 7 класс

Цель работы:

– Изучение научных понятий и представлений о параллельных мирах.

– Выяснение значения других пространственных измерений для человека.

– Выявление феноменов, доказывающих существование альтернативных реальностей.

– Выяснить, как отражается научная проблема в литературе

Проблема: Интерпетация научной темы в художественной литературе. Какие задачи решают писатели с помощью научной проблематики

Параллельные миры. Другие пространственные измерения.

«Все на свете могло быть другим, но иметь тот же смысл» – Теннесси Уильямс.

 

1. Вступление.

Что было до большого взрыва? Дело в том, что не было никакого «до». До большого взрыва время не существовало. Рождение времени – результат расширения вселенной. Но что будет, когда вселенная перестанет расширяться и движение пойдёт в обратную сторону? Какой тогда будет природа времени? Если теория струн верна, во вселенной есть девять пространственных измерений и одно временное. Можно предположить, что в начале все измерения были переплетены. А после большого взрыва выделились три известных нам – длина, ширина и высота. И ещё одно временное измерение, известное нам, как время. Остальные шесть остались в зачаточном и перекрученном состоянии. Если мы живём в мире перекрученных измерений, как же мы отличаем иллюзию от реальности? Мы привыкли, что время движется только в одном направлении. Но что, если другие измерения не пространственные и не временные,а какие-то другие?

 

2. Как объясняет существование других пространственных измерений наука.

2.1. Параллельный мир – реальность?

Итак, что же мы знаем на текущий момент? Следует отметить сразу, что официального определения параллельных миров не существует. Приблизительно оно должно звучать так: «Параллельный мир (или альтернативная реальность) – это гипотетический мир, который в большинстве случаев отличается от нашей нулевой реальности иным течением истории и соответственно другими географическими, общественными параметрами».

Сколько существует параллельных миров? Достоверно неизвестно. В научно-популярной литературе и фантастике по-разному отвечают на этот вопрос. Писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев считал, что существует два параллельных мира (с нашим миром – три). Первый относительно нас слегка спешит во Времени (оттуда прилетают НЛО), а второй – слегка тормозит в развитии (оттуда попадают снежные люди, домовые и водяные).

2.2. Идея о параллельных мирах

Идея множественности миров издавна существовала в философии. В Древней Греции она была связана с философскими теориями Демокрита, Метродора Хиосского, Эпикура. Демокрит полагал, что в пустоте есть разные миры, очень похожие на наш, тождественные нашему и кардинально отличные от нашего.

Описанные в мифах Рай, Ад, Олимп – классические примеры «альтернативных вселенных», отличающихся от привычного нам реального мира.

2.3. Как научно объясняется существование параллельных миров?

Сама теория таких миров появилась еще в 1950 в США и объяснила тайны квантовой механики, вызывавшие споры ученых. В этой «многомирной» Вселенной каждое новое событие возможно и вызывает разделение Вселенной. Число возможных альтернативных исходов равно числу миров.

К примеру, водитель машины видит выскочившего на дорогу пешехода. В одной реальности он, избегая наезда, гибнет сам, в другой попадает в больницу и остается живым, в третьей гибнет пешеход. Число альтернативных сценариев бесконечно.

Теория была признана фантастической и забыта. Но неожиданно в Оксфорде в ходе математического исследования обнаружили, что эта теория была на верном пути.

Главный вывод из открытия состоит в следующем. Вселенная в каждый момент времени ветвится на параллельные микромиры. Каждый такой мир представляет собой некую комбинацию микрособытий, которая могла бы реализоваться вследствие вероятностной изменчивости мира. Другими словами, каждый такой мир – как бы ветвь колоссального Древа развивающаяся в момент ответвления уже по своим законам. Мы живем в одной из ветвей этого Древа, образующей Метавселенную со звездами, гравитацией и другими явлениями. Древо – это по сути пространство осуществления всех возможностей, заложенных вероятностными законами.

Способность Вселенной разветвляться доказывает опыт, проведенный Кристофером Монро. Опыт выглядел следующим образом: ученые взяли атом гелия и мощным лазерным импульсом оторвали у него один из двух электронов. Получившийся ион гелия обездвижили, понизив его температуру почти до абсолютного нуля. У оставшегося на орбите электрона существовало две возможности: либо вращаться по часовой стрелке, либо против. Но физики лишили его выбора, затормозив частицу все тем же лучом лазера. Тут-то и произошло невероятное событие. Атом гелия раздвоился, реализовав себя сразу в обоих состояниях: в одном электрон крутился по часовой стрелке, в другом – против часовой. И хотя расстояние между этими объектами было всего 83 нанометра, но на интерференционной картине отчетливо просматривались следы обоих атомов.

 

3. Параллельные миры в сознании человека.

Мы проживаем одновременно во множествах мирах, и именно в том мире, который мы воспринимаем больше всего (вибрация нашего сознания), мы и находимся на данный момент времени. Мир, в котором мы живем, – это иллюзорный мир, который воспринимается сквозь призму нашего сознания, поэтому всё в мире относительно и ирреально. Ничего истинного и окончательного не может существовать вообще!

Людям кажется, что каждый мир сам по себе и то, что есть в одном мире, не существует в другом. Они и правы и ошибаются одновременно. Потому что предметы одного мира в то же время являются частями другого мира. Не существует несколько Миров. Есть один Мир, в котором можно выделить множество плоскостей, состоящих из разных измерений. Каждую из этих плоскостей можно представить в виде отдельного мира, но только представить. То, каким мы видим мир, зависит от нашего взгляда на него, а не от того каков он на самом деле. Если смотреть на окружающий нас мир среди океана, пустыни или с высоты птичьего полета, мы увидим мир совершенно разным. Точно так же если смотреть на мир в разных плоскостях он будет различным.

 

4. Другие измерения в Библии. Триединство Бога.

Так как мы являемся частью Бога, то Его и надо искать через себя, познавая таким образом не только Всемирье, но и себя. Недаром на всех храмах и во всех мистериях писалось: «познай себя». Поскольку человеческие существа могут наблюдать мир только в тех измерениях, в которых существуют сами, то пытаясь описать Бога, они характеризуют Его как Личность, заключенную в четырех измерениях. Библия представляет Бога не ограниченным рамками наших измерений. Библия утверждает, что Бог существует и действует независимо от таких измерений, как длина, ширина, высота и время и еще Ему доступны другие измерения. Библия также уникально описывает и некоторые свойства Бога, такие, как Его Триединство, которое представляет Бога одновременно в Трех Лицах: Отец, Сын и Святой Дух. Библия также одновременно рисует Бога как предопределяющего и дающего свободу выбора. Эти концепции противоречат друг другу в наших четырех измерениях, но парадокс может быть разрешен, если принять во внимание существование восьми или более пространственно-временных измерений.

Давайте, например, рассмотрим Триединство Бога. Триединство в контексте известных нам четырех измерений длины, ширины, высоты и времени является математическим абсурдом. Поскольку Бог контролирует все эти измерения, Он должен быть в состоянии свободно ими оперировать и следовательно находиться вне этих измерений. В самом деле, кто скажет, что Он не действует в духовных измерениях, совершенно отличающихся от пространства и времени? Таким образом, помня о способности Бога действовать вне измерений, можно сказать, что Триединство математически возможно.

Бог ближе к каждому из нас, чем мы когда-либо можем быть друг к другу. Но поскольку близость Бога имеет место в измерениях, которые мы не можем ощущать и видеть, то мы Его не видим. Единственная возможность увидеть Бога появится лишь тогда, когда Он воплотится частью Своего Существа в область наших измерений. Человеческому уму трудно даже представить, что может произойти с добавлением, скажем, еще семи измерений пространства и времени.

 

5. Проблема параллельных миров в современной фантастике.

В жанре фэнтези часто используется представление о вселенной как о наборе независимых «плоскостей существования» (одной из которых является привычный нам мир), в которых законы природы различаются. Таким образом даётся логическое объяснение возможности магических явлений в некоторых из таких «плоскостей».

5.1. У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира – Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» – подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры.

5.2. Параллельный мир так же может быть итогом мыслительной деятельности человека. Всё, о чём человек долгое время думает, что человек представляет, может материализоваться в параллельный мир. В рассказе Роберта Шекли «Лавка миров» человек может попасть в измерение, в котором воплощалось его самое сокровенное желание.

5.3. В российской фантастике наиболее интересную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Основная часть цикла состоит из пяти произведений, вышедших в 1988-1989 годах:

– «Выстрел с монитора»

– «Гуси-гуси, га-га-га...»

– «Застава на Якорном Поле»

– «Крик петуха»

– «Белый шарик матроса Вильсона».

Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань – отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны – они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.

Бесконечность имеет форму кристалла, каждая грань и каждое ребро которого – своя уникальная Вселенная. Чувствовать другие измерения, переходить из одного в другое, менять предначертанное могут только светлые и чистые люди – дети и редкие взрослые.

«Великий Кристалл», как и всё творчество Владислава Крапивина – это цикл о таких людях, готовых преодолеть множество трудностей и пройти огромные расстояния для достижения светлой цели. Они могут свернуть горы, остановить время, разрушить преграды и создать миры для того, чтобы помочь другим.

Ведущую роль в произведениях цикла играют дети, имеющие особые способности, позволяющие им, в частности, проникать в параллельные вселенные. Особая роль отводится некоему сообществу Хранителей – Командоров, призванному охранять таких детей.

В повестях цикла описывается Вселенная, представляющая собой совокупность множества параллельных миров, в целом составляющая некое подобие бесконечно большого многомерного кристалла. Как и в обычных кристаллах, в кристаллической Вселенной нет идеальной упорядоченности: где-то рёбра между гранями сглаживаются, где-то в толще кристалла могут оказаться трещины, где-то есть другие изъяны и аномалии. В мирах, находящихся на гранях, этим дефектам соответствуют различные «аномальные зоны», через которые можно попасть из одного мира в другой. Вселенная устроена так, что миры на соседних гранях похожи друг на друга: они могут иметь близкую, хотя и отличающуюся географию, там живут люди, говорят на похожих языках, уровень научно-технического и социального развития человечества примерно одинаков, хотя и различий очень много.

Одно из произведений этого цикла «Гуси-гуси, га-га-га...». Это произведение является одним из самых серьёзных и нетипичных в цикле «В глубине Великого Кристалла». Действие происходит в Западной Федерации, благополучном мире будущего. Каждому жителю страны прививается уникальный «индекс» – источник особого излучения. Индексы используются везде: от домашних компьютеров до банковской системы и полиции. От системы невозможно скрыться. Уголовно-исполнительная система максимально упрощена: вместо разных наказаний за различные проступки осталось одно – смертная казнь. При любом нарушении вычислительные машины приговаривают нарушителя к смерти с определённой вероятностью: чем серьёзнее нарушение, тем выше вероятность казни.

Герой рассказа Корнелий Глас получает повестку на казнь за неправильный переход улицы. Ему выпал почти невозможный шанс – один из миллиона. Из-за накладок в процессе исполнения приговора Глас остаётся жив, но по документам казнь уже проведена и его индекс исключён из системы. Теперь Корнелия нельзя ни казнить официально, ни выпустить на волю. Корнелию ничего не остаётся делать, как оставаться в тюрьме. Полицейский инспектор приставляет его в качестве воспитателя к группе живущих там же безындексных детей. Корнелий знакомится с Цезарем Лотом – мальчик наделён способностью стирать у людей индексы, в результате чего его родители оказались в роли подопытных, а сам он – в тюремном интернате.

Под воздействием обстоятельств происходит необратимая ломка сознания Корнелия, он решает спасти детей и помочь Цезарю воссоединиться с родителями. Детей удаётся переправить в соседний мир, в котором нет индексной системы и где они смогут жить нормально. Сам Корнелий остаётся, чтобы освободить родителей Цезаря Лота из-под стражи и помочь им бежать.

На примере вымышленного мира автором рассматриваются проблемы реального мира – беспризорность, насилие над детьми и их защита от произвола. Ещё одной проблемой произведений цикла является отношение матери и ребёнка, тоска детей по родителям, с которыми они разлучены. Благодаря вымышленным измерением автор отражает в них проблемы нашего мира.

5.4. Все рассказы Виктора Колупаева – это фантастика. Творчество писателя представляет собой попытку осознания человеком своего места во Времени и Пространстве, а герои постоянно нацелены на чудо, на встречу с неведомым: герой рассказа «Газетный киоск» (1971) получает возможность заглянуть в собственное близкое будущее; поэт, герой рассказа Колупаева «Зачем жил человек?» (1970), обречён на безвестность, но всё равно продолжает вдохновенно творить; а герой повести «Защита» (1977) получает возможность общаться с собственной совестью по телефону. Повесть «Фирменный поезд «Фомич» (1979) посвящена философским загадкам и парадоксам пространства-времени.

 

Параллельный мир как способ решения вечных проблем в рассказе В.Колупаева «Защита».

В рассказе «Защита» присутствуют три сюжетных линии.

Это странная история с «эффектом телефона«, происходящая с главным героем Григорьевым, который приехал в Марград в командировку, история необычной любви Григорьева и Кати – девушки его мечты, и собственно история защиты проекта – машины для автоматического распознавания речи.

Эти сюжетные линии дают нам ряд проблем, которые решаются автором произведения.

Мне кажется, что для Колупаева, в недавнем прошлом радиофизика, на первом месте стояла проблема научных открытий и связанная с наукой проблема карьеры отдельных псевдоученых. Поэтому в этом рассказе история любви главного героя отходит на второй план, и автор увлекает нас тем самым «эффектом телефона».

В 723-м номере Марградской гостиницы «Спутник», в которую вселился Александр Григорьев, происходит странное явление. Если позвонить из номера в гостинице, набрав свой собственный номер телефона, то можно поговорить с неким человеком, который знает о вас все и даже больше, чем вы сам знаете о себе. «Но по собственному номеру звонить бесполезно, невозможно! Элементарная электротехника объяснит это каждому. Никогда в жизни никто не звонил по номеру, с которого говорил сам. Это и в голову не приходило», – рассуждает главный герой. Так с кем же мог говорить по телефону Александр Григорьев? Со своим воображением? А,может быть, ему все это только показалось от усталости? Нет, он действительно говорил с кем-то, кто знал о нем очень много. «Вот так. Он звонил из Марграда, из того же института, что и Григорьев, из той же приемной, по тому же самому телефону. В таком случае Григорьев мог разговаривать только сам с собой», – к такому выводу приходит наш персонаж. Выходит, что Александр Григорьев говорил не просто со своим воображение, он говорил со своим двойником.

После того, как Григорьев поговорил со своим двойником по телефону, он отказался защищать свой проект – машину для распознавания речи. Почему же он отказался? Разгадка проста. Григорьев говорил по телефону не просто со своим двойником, он говорил со своей совестью. Ну почему именно он был «выбран» таинственным телефоном? Вероятнее всего, что в номер 723 Марградской гостиницы «Спутник» люди просто так не попадали. Туда попадали только те, кому нужно было привести в порядок свой внутренний мир и разобраться в себе. У каждого человека в жизни наступает такой момент, когда ему нужно поговорить со своей совестью, пусть даже по телефону. Для Григорьева такой момент настал, ему нужно было выбрать: остаться среди псевдоучёных или признать недоработки своего изобретения, продолжать быть пешкой для своего начальника или высказать свое мнение, упустить свою любовь или поверить, что это та единственная любовь, которая свершилась на небесах. Наш герой сделал правильный выбор, благодаря странному «эффекту телефона». И может показаться, что Александр попал в номер 723 по случайному стечению обстоятельств, но история, произошедшая с ним, еще раз доказывает нам, что случайностей не бывает.

Для решения загадки «эффекта телефона» была созвана комиссия из лучших ученных Марграда. Разгадка таинственного явления оказалась неожиданным образом связана с машиной для автоматического распознавания речи, которую в Марград привезли на защиту ученые из Усть-Манска. «И если к горлу человека подключить чувствительные датчики и соответствующую аппаратуру, то можно, в принципе, услышать, о чем думает человек. Поэтому двойник знает о человеке даже больше, чем предполагает сам человек. И ответ на самый тревожный вопрос уже заключен в самом человеке, но он подавляется человеком, когда тот боится этого ответа, когда исполнение этого ответа сопряжено с трудностями, особенно морального порядка. Человек говорит с самим собой», – так научно объясняет «эффект телефона» Бакланский, который делает это открытие неожиданно для самого себя.

В этом рассказе автор рассуждает о карьере, как о препятствии в жизни человека. Это еще одна проблема, которую решает автор в данном рассказе.

Если человек неправильно выбрал профессию или работает там, где начальство относится к нему не больше чем, как к пешке, то человек пошел по неправильному пути. И в коне концов, он зайдет в «тупик» как Александр Григорьев. Он будет метаться между любовью и карьерой. И в одном случае выберет, как Бакланский (начальник нашего героя), карьеру, а в другом, как сам Александр, любовь и счастье. В рассказе Виктора Колупаева мы четко видим грань между несчастным человеком и счастливцем. Бакланский – несчастный человек, не имеющий ни семьи, ни смысла жизни, а только пытающийся себя реализовать в карьерном росте. В некоторой степени ему это удалось, но счастья он все равно не приобрел. Ему противостоит Александр Григорьев. Он предпочел любовь карьере, не захотел быть лишь чьей-то пешкой и всегда оставался при своем мнении, поэтому он и стал счастливцем, который смог сделать правильный выбор в правильный момент.

Правда, это далось ему непросто. Он очень долго работал в институте, понимая, что та работа, которую они делаю, никому не нужна. Огромное количество инженеров просто получало деньги, отрабатывая свой пустой рабочий день. И это считалось нормальным, никто не возмущался. Платят зарплату и премии и хорошо. А ну-ка лиши нас премии, и что начнется! И тут какой-то инженеришко покусился на святая-святых – Премию! Так что Григорьеву нужна была еще и смелость, чтобы отказаться подписывать проект. Он покусился на систему, он взбунтовался. Но только ли телефон ему помог или совесть, которая спала и проснулась? Конечно, все недовольство давно в нем бродило и искало выхода. Случай помог высвободиться этому недовольству, а иначе говоря, совести. Вот еще для чего нужна наука, научные открытия. Они нужны и важны, так как помогают человеку быть нравственным, а не наоборот.

История любви Александра и Кати очень сложная и запутанная. Григорьев влюбился в почти незнакомую ему женщину. Он думал о ней все время, сходил с ума, когда ее не было рядом, и искал любой повод ее увидеть. И вот, когда его счастье было совсем близко, наконец-то Катя обратила на него внимание, он вдруг охладел к ней. Сам не зная почему, он больше не искал с ней встреч и не ловил ее взгляд. Катя тоже стала постепенно от него отстраняться, тогда Александр снова почувствовал любовь по отношению к этой девушке. Но на этот раз это была совсем другая любовь. Нет, это была не просто страсть, это была та любовь, когда ты любишь человека всего: с его странностями, с его привычками. Ты любишь до кончиков пальцев. Любишь всем сердцем и душой. «Они с Катей стояли на галерее, где было меньше народу, и он, сжав ее руками свои пылающие щеки, говорил. Или не говорил, а думал, но она слышала его. Она тоже видела все, что видел он», – пишет автор. Любовь Кати и Александра это та любовь, про которую говорят,что она вечная. Они изначально были связаны невидимой красной нитью, и нить могла растянуться или запутаться, но Григорьев и Катя все равно бы встретились, ведь эти люди созданы друг для друга.

В этом рассказе автор рассуждает о проблеме смысла жизни и поиска себя. Внутренний мир человека – это то место, где должна царить гармония. Когда баланс нарушается, то разум перестает ладить с сердцем, и человек находится в тупике своего душевного развития. Проблемы любви и карьеры, присутствующие в этом рассказе, как второстепенные, помогают нам выделить главную идею Виктора Колупаева: «Нет, миры так просто не создаются. Не создаются ни для кого. Он только сейчас понял, почему она так подробно написала в своем письме, где и когда он мог ее встретить, и почему не отправила письмо, а носила в своей сумочке...», – писал Колупаев. Сознание каждого человека это отдельный мир. И каждый человек имеет право решать впускать кого-то в свой мир или нет. И возможно, все наши мысли и поступки вовсе не наши, их нам подает кто-то из параллельного мира, а мы всего лишь реализуем их.

Наука шагает вперед огромными шагами. Возможно, в скором времени мы сможем без труда передавать на расстоянии свои мысли посредством телепатии, читать мысли других или же говорить со своей совестью по телефону, чтобы привести свой внутренний мир в порядок. Виктор Колупаев как писатель-фантаст не мог пройти мимо такой темы, как изобретения будущего. Он не просто писатель-фантаст, он пророк. И я уверена, всё, о чем писал Колупаев, когда-нибудь сбудется.

 

6. Заключение.

Феномены, связанные с параллельными мирами. Список можно составить внушимый. Теория параллельных миров тесно переплетается с такими темами как путешествия во времени, хрономиражи, НЛО, таинственные исчезновения и невидимые стены, телепортация предметов и человека и многими другими. Любопытной является связь путешествий во времени и парамиров. Интересно то, что связь эта двусторонняя: если не существует парамиров, то не возможны и хронопутешествия, и наоборот, если не возможны хронопутешествия, то не существует и парамиров. Но все же нельзя путать понятия «параллельных миров» и «временных измерений». Это совершенно разные вещи. Но без первого не было бы и второго и наооборот. А поскольку существуют хоть и редкие доказательства путешественников из парамиров и хронопутешественников, то и первое, и второе вполне может существовать.

Если смешать пюре и соус, разделить их уже нельзя.Это навсегда. Дым выходит из сигареты, но не заходит обратно. Нельзя повернуть время вспять. Вот почему выбирать так трудно. Надо сделать правильный выбор. Пока выбор не сделан, все на свете возможно. А каждый наш выбор образует дугой мир с новым течением остоятельств. Так что, когда вы что-то выбираете, сначала думайте. Ведь время не повернуть вспять. Когда вы не можете сделать правильный выбор, то стоит вспомнить, что бывают такие ситуации, когда оказывается, что самый полезный ход – никуда не двигаться, в шахматах это называется «цугцванг».

В жизни каждого из нас каждый день происходит сотня выборов и не бывает хороших или плохих. Просто каждый из выборов создает другую жизнь, другой неповторимый мир. Но каждая жизнь заслуживает того, чтобы ее прожить, каждая тропа – чтобы быть пройденной.

Но природа человека такова, что сначала он не может сделать выбор, потому что не знает, что будет потом. Потом человек узнает, что будет, и потому не может сделать выбор.

 

Список литературы:

hi-edu.ru

infolio.as.ru

wikipedia.ru

fantlab.ru

– Роберт Шекли «Лавка Миров»

– Виктор Колупаев «Защита»

– Роджер Желязны «Хроники Амбера»

– Владислав Крапивин «В глубине Великого Кристалла»

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013