?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Касымов Амир, МАОУ гимназия № 18б г. Томск, 7 класс

Перемещение во времени как средство выражения авторской позиции в рассказах Р.Брэдбери «И грянул гром» и В.Колупаева «Улыбка»

На протяжении последних лет все чаще в мире звучат заявления ученых о том, что путешествие во времени – почти осуществленная реальность, а не удел мечтаний фантазеров. Об этом не так давно объявил известный израильский ученый, профессор Израильского технологического института Амос Ори. «Мировая наука имеет все необходимые математические расчеты для того, чтобы с полным правом утверждать – путешествие во времени возможно. Теперь это дело ближайших десятилетий», – заявил он в интервью в научном журнале «Физическое обозрение». Вслед за радиоволнами и электричеством, расстоянием и силой земного притяжения мощь человеческого интеллекта покорит очередную недосягаемую прежде вершину, о чем мечтали и мечтают миллионы людей. Что даст цивилизации это открытие, к чему приведет? Какие блага подарит оно миру или какими катастрофами обернется? Время даст свой ответ на эти вопросы.

Пока же, предвосхищая реальность, эти проблемы пытаются решить писатели-фантасты. Они всегда опережали свое время, поэтому именно в их творчестве можно найти ответы на вопросы о перспективах развития человечества после того, как перемещение во времени станет доступно для земных жителей. Поэтому и я в поисках ответа на эти вопросы обратился к фантастике и для исследования выбрал два небольших по объему произведения: рассказ «И грянул гром» корифея американской фантастики Рэя Бредбери и рассказ «Улыбка» известного советского писателя-фантаста, нашего земляка – томича Виктора Колупаева. В середине 20 века эти писатели-современники пытались представить, какую ответственность за последствия своих поступков будут нести люди, покорившие время.

Проблема: какую позицию занимают писатели-фантасты по отношению к последствиям вмешательства людей в ход истории?

Цель исследования: определение роли перемещения во времени при выявлении авторской позиции в рассказах Рэя Брэдбери «И грянул гром» и Виктора Колупаева «Улыбка».

Задачи:

1. Познакомиться с творческой биографией Рэя Брэдбери и Виктора Колупаева. Найти возможные точки соприкосновения в творчестве.

2. Перечитать рассказы «И грянул гром» и «Улыбка».

3. Провести сравнительный анализ двух рассказов.

4. Сделать выводы о специфике авторской позиции в каждом рассказе.

Имя томского писателя Виктора Колупаева часто употребляется в сравнении с классиком мировой фантастики, американцем Рэем Брэдбери на основании сходства выбранного ими жанра – лирическая фантастика – и сходства некоторых сюжетных линий.

Однако авторы этих произведений – представители разных, а в то время даже противостоящих друг другу миров. Поэтому на многое они смотрели по-разному. Это делает проблему сравнения авторской позиции еще более интересной.

Рассказ «И грянул гром» был написан в 1952 году. Действие происходит в 2055 году, в день, когда в стране избран президентом кандидат от либеральной партии. Экельс, охотник-любитель, за большие деньги отправляется на диковинное сафари в очень далекое прошлое – Мезозойскую эру, на 60 миллионов лет назад, вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое вскоре сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести ни малейшего изменения в будущее. Для передвижения по поверхности земли создана специальная антигравитационная тропа, чтобы случайно не задеть даже травинку; на людях из будущего надеты специальные защитные костюмы, чтобы ни одна бактерия из современности не попала в прошлое, поскольку это может внести непредсказуемые изменения в историю. Во время охоты Экельс, увидев тиранозавра, впадает в панику и случайно сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился – иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы становится тут же понятна и Экельсу, и его проводнику Тревису: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку, что повлекло за собой цепочку разрушительных последствий. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «...И грянул гром». Возмездие наступило.

Рассказ «Улыбка» написан гораздо позднее, в 70 гг. Это один из самых светлых рассказов В.Колупаева, написанных именно в жанре лирической фантастики. Герои рассказа – сотрудники научно-исследовательского института Времени. Они изучают прошлое, путешествуя туда. Каждый сотрудник отвечает за свой отрезок исторического прошлого и отправляется туда по мере необходимости, не видя в этом ничего исключительного и необычного. Главный герой рассказа, Александр Ветров, обладает удивительной способностью: он коллекционирует улыбки и дарит их окружающим людям. В развитии сюжета наступает ответственный момент, когда руководство института приходит к решению о необходимости установления обратной связи с прошлым. И даже обсуждается возможность транспортировать что-то в прошлое. Вот тут и возникает мысль об отправке с этой миссией Александра Ветрова с его коллекцией улыбок. Он отправляется вместе с Афанасием Навагиным, человеком, ненавидящим улыбки. По замыслу организаторов, там Сашка должен проявить свой дар, и он исполняет своё предназначение. Эпоха, куда попадают наши герои, не обозначается автором конкретно, он рисует лишь характерные нравы, яркие картинки, из которых мы понимаем, что попали в тоталитарное государство, где сознание людей подавлено, где бушует буря примитивных страстей, сила толпы, первый враг которой – культура. По-разному ведут себя герои в этой ситуации. Навагин предаёт Александра, встает на сторону разъяренной толопы. А Сашка вступает в неравную борьбу, применяя в качестве оружия улыбки, которые толпа расстреливала, топтала, срывала с лица вместе с кожей, кровью и болью. Сашка отдаёт всё, все улыбки, которые он собирал в течение своей жизни. Он жертвует даже последней, самой дорогой улыбкой, положившей начало его коллекции. Именно эта жертва и принимается девушкой из толпы. И мир немного да изменяется. При возвращении в настоящее Сашка с изумлением обнаруживает, что Навагина никогда не было: предатель не родился. Улыбка победила. Рассказ заканчивается как бы на полуслове: борьба продолжается. Ведёт её уже не одиночка, поэтому рефреном звучат слова, обращенные к миру, а значит и к нам: «Люди, мне нужны ваши улыбки!»

Сравнительный анализ рассказов «И грянул гром» и «Улыбка» я проводил по следующей схеме:

1. Роль в произведении перемещения во времени и его описание.

2. Цели героев, попадающих в прошлое.

3. Результат путешествия во времени.

4. Отношение автора (вывод).

Процесс перемещения во времени в выбранных мною произведениях описывается по-разному. Начнем с того, что в рассказе «Улыбка» эта возможность стала человечеству доступна уже некоторое время назад, т.к. создан целый НИИ Времени, где и работает главный герой, Александр Ветров. Для общества это не является какой-то диковинкой. Люди отправляются в прошлое, выполняя свои служебные обязанности. Да и само перемещение интересно автору не столько как явление, сколько как возможность передать собственные морально-нравственные представления. Таким образом, перемещение во времени – это фон, на котором разыгрываются драматические события рассказа. Наверное, поэтому в нем нет описания самого средства передвижения. Известно только, что это Машина времени, прозванная сотрудниками «мустангом», очевидно, за внешнее сходство с конем. Да и процедура путешествия представлена лишь в одном предложении, где герой «плюхнулся в кресло своего мустанга и исчез».

В произведении Рэя Брэдбери путешествие в мезозойскую эру является привлекательным новшеством, что и подкупает героя, охотника Экельса. Все действие рассказа закручено вокруг этого путешествия, поэтому в маленьком по объему произведении (13 страниц) перемещение во времени является основой сюжета. И хотя люди, по словам автора, получили эту возможность уже некоторое время назад, она доступна им только за большие деньги (сказывается разница социалистического и капиталистического образа жизни). В отличие от предыдущего рассказа, здесь есть некое описание средства передвижения. Мы узнаем, что это Машина, представляющая собой «нечто причудливое и неопределенное, извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол – то оранжевый, то серебристый, то голубой». Описан и сам процесс движения во времени: «Сперва день, затем ночь, опять день, опять ночь; потом день – ночь, день – ночь, день. Неделя, месяц, год, десятилетие! 2055 год. 2019, 1999! 1957! ... Время было словно кинолента, пущенная обратным ходом». Люди испытывают перегрузки, схожие с перегрузками космонавтов, да и само путешествие похоже на космический полет: «Они надели кислородные шлемы, проверили наушники... Солнца летели вспять, за ними мчались десятки миллионов лун». Описаны и чувства участников экспедиции, которых охватывает естественный страх: «Экельс качался на мягком сиденье – бледный, зубы стиснуты. Он ощутил судорожную дрожь в руках». Такое внимание автора к процессу перемещения во времени не случайно, мы понимаем, что это центральное событие произведения, именно оно и привлекает писателя.

С какой же целью отправляются в прошлое герои произведений? В рассказе американского писателя все просто: обеспеченный человек может позволить себе такое необычное развлечение. «Все охотники, когда-либо жившие на свете, позавидовали бы нам сегодня». Цель героев рассказа В.Колупаева гораздо благороднее и гуманнее. Ученые скрупулезно изучают прошлое, «пытаясь осознать, что дал нам и человечеству вообще тот или иной отрезок прошлого, который мы изучали... Потом будет теоретически найден и обоснован оптимальный ход развития истории. Будут сделаны прогнозы о том, как бы изменилась история человечества, если бы в этом отрезке прошлого что-то произошло не так». По ходу рассказа из простых наблюдателей они перерастают в людей, которым руководством института дается право что-то поменять в прошлом. «Рано или поздно мы должны замкнуть петлю обратной связи по времени», – говорит директор института Времени. В этом смысле рассказ «Улыбка» кардинально отличается от рассказа «И грянул гром"Ведь самым главным условием путешествия в прошлое там является запрет на какие-либо перемены. Именно поэтому для охотников проложена антигравитационная тропа (чтобы избежать следов на земле), они одеты в защитные костюмы (чтобы не принести никаких бактерий из современности) и, самое главное, именно поэтому жертва охоты выбирается организаторами заранее: можно убивать только то животное, которое и так в самом скором времени погибнет.

Между авторами возникает некий заочный спор. Герои рассказа В.Колупаева получают право на изменения в прошлом, но это пока не материальные, а духовные изменения, ведь «ничего материального в прошлое транспортировать пока нельзя». Решено для этой цели послать в прошлое Александра, коллекционирующего улыбки. «Это будет иметь только положительные последствия, – говорит директор института Времени. – Может быть, не очень значительные, но все же положительные. Люди должны улыбаться. Уметь улыбаться. Хотеть улыбаться». То есть гости из будущего хотят изменить прошлое. И выбирают для этого эксперимента эпоху, не обозначенную датой, но имеющую характерные признаки тоталитарного государства, в котором подавлены все духовные начала. «Мы стояли посреди бесновавшейся толпы мужчин, женщин и подростков. Багровые отсветы тысяч факелов освещали перекошенные лица. Рев толпы, отчетливые ритмы маршей, взвинченность, скрытый страх и выпиравшие из людей ненависть, звериная злоба и злорадство», – вот что видели герои вокруг. И Александр Ветров пытается изменить это прошлое при помощи своей коллекции улыбок. У него не сразу получается что-то сделать, но некоторых успехов он все-таки добивается: «Я видел, как, пряча под пиджак книгу, исчез в толпе человек. Я видел, как многие поспешно расходятся, как в бешенстве топают ногами перепуганные насмерть мещане, слабые даже с оружием в руках». В рассказе Р.Брэдбери все по-другому. Проводник Тревис, объясняя Экельсу правила путешествия, говорит: «Здесь, в Прошлом, мы незваные гости... Сами того не зная, мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида... Наступите на мышь – и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся». И рефреном звучат предостерегающие слова проводника: «Не сходите с тропы!». Тропа – это уже не только дорога, по которой идут охотники на динозавров, это путь из будущего в прошлое, с которого, по убеждению автора, сходить нельзя ни при каких условиях.

Но особенно различаются финалы произведений, к которым приводит гостей из будущего их вмешательство в прошлое. В рассказе «Улыбка» действия главного героя приносят пользу, по крайней мере, тому обществу, в котором он живет. Улыбка, подаренная девушке из прошлого, в результате многолетней цепной реакции приводит к тому, что негодяй и предатель (Афанасий Навагин, коллега Александра) вообще не появился на свет. А действия Экельса, случайно наступившего на бабочку, приводят к катастрофическим изменениям в его настоящем. Вместо либерала Кейта, ставшего президентом накануне путешествия Экельса в прошлое, к власти пришел диктатор Дойчер. Герой чувствует это сразу, только выйдя из Машины. «...с воздухом что-то произошло, какое-то химическое изменение, настолько незначительное, неуловимое, что лишь слабый голос подсознания говорил Экельсу о перемене... Всеми порами тела он улавливал нечто странное, чужеродное». Случилось именно то, о чем предупреждал Тревис. Последствия случайного вмешательства в жизнь Земли 6 миллионов лет назад трагически отозвались в 2055 году.

Несмотря на то, что каждый из писателей решает проблему целесообразности перемещения во времени по-своему, они приходят к единому мнению: овладение Временем опасно для человеческой цивилизации. И вывод, к которому приходим мы, читатели, очевиден. Очень хорошо, что никому из живущих на Земле людей не дано (пока) право изменять прошлое. Как и Виктор Колупаев, я не знаю ответа на вопрос: «Как в процессе изменения истории самим остаться людьми, не превратиться для других во всемогущих богов, не дать начало новой страшной религии?». Не нарушать законы времени и природы, не стремиться властвовать над всем и вся. Хотя человеческую мысль трудно удержать в узде. Но я надеюсь, что те люди, которым представится возможность управлять временем, учтут уроки, которые нам преподают писатели-фантасты, и не совершат непоправимых ошибок. Ведь, говоря словами нашего земляка Виктора Колупаева: «Будущее и прошлое не существуют отдельно друг от друга. Они завязаны настоящим в один тугой узелок... А миг настоящего так краток!»

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Брэдбери Рэй. И грянул гром: 100 рассказов. – ЭКСМО, 2010.

2. Колупаев В.Д. Поющий лес: Фантастика. – Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1984.

3. http://archivsf.narod.ru/persona/kolupaev/kolupaev

4. http://raybradbury.ru

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013