?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Дюженко Ольга, ТГУ, Филфак, 2 курс

«А где-то за окном жили стихи и сказки...»

Ещё не купленные пальто, коньки, костюм, к которым прилагается бесконечный хозяйственный список с картошкой, луком, маслом и даже телевизором. И в погоне за всем некогда обратить внимание на то, что происходит вокруг. И важнее не переварить щи, чем заметить весну за окном. С бытом сталкивались все, и нельзя не согласиться, что хозяйственные проблемы волнуют больше, чем красивый снегопад или приход весны.

Главный герой рассказа, Семён, приобретает печатную машинку с целью закончить диссертацию и продвинуться на работе. Но машинка как назло неуправляема и гнёт свою линию – пишет стихи, противясь пальцам Семёна. И дело тут не в ошибочной раскладке клавиатуры, а в том, что в душе героя – стихи, а не какая-нибудь там диссертация. И, может, впервые за всю жизнь он дал волю эмоциям, поддался настроению весны. Машинка на следующий же день была отдана обратно в магазин, а стопка стихов осталась жене Кате, которая не очень одобряла порывы мужа, а больше заботилась об обеде да новом телевизоре. Но когда Семён, наконец, достигает заветных высот в карьере, ей становится грустно, хотя все покупки в хозяйственном списке, вроде и сделаны... И хочется иногда, чтобы Семен пришёл со своими стихами и сказал: «Это тебе, Катя! Прочти, если хочешь». И засмеялся бы, закружил её по комнате, отбросив в сторону свой портфель».

Но Семён слишком захвачен работой, чтобы уделять внимание таким мелочам. И Катерина за что боролась, на то и напоролась: Семён теперь охотнее возится со своим портфелем, а темы разговора сводятся лишь к его диссертации.

Портфель – как знак благосостояния, хорошего социального положения. Теперь жене уже без разницы на это, хочется отмахнуться от всего, к чему стремилась, лишь бы вернуть простое семейное счастье. И не так уж важно, куплены ли все вещи из хозяйственного списка. Для Семёна же наоборот – портфель превыше всего, и во всех изменениях мира он замечает лишь царапины на нём:

«Как-то в сентябре Катя сказала ему, что лес пожелтел, но Семен только отмахнулся от неё. Не до этого ему было сейчас. И первый снег выпал для него незаметно. Весной он поскользнулся, упал и ободрал свой портфель».

Название рассказа, я считаю, очень важно, – потому что оно звучит не «Печатная машинка», а именно «Печатающий механизм» – речь вовсе не о посреднике, не о приспособлении для печатания, а о механизме внутри человека. О том механизме, которого не хватает Кате в своём муже несмотря на все материальные блага. Для Семёна не произошло никаких изменений, но их чувствует его жена, сама не понимая, чего ей не хватает в новом, ей самой таким сделанным муже. У неё меняется точка зрения, с которой она смотрит на Семёна: сначала печатающий механизм мешает Семёну, по её мнению, мешает написать диссертацию, мешает выполнить хозяйственный список, стать, как все, – с телевизором, поездками на море. А когда стали, как все, – не хватает настоящего мужа – не такого, как и все остальные люди, с диссертациями, портфелями – а со стихами.

«Печатающий механизм» написан в 1975 году – его можно отнести к ранним рассказам, но я считаю, что он во многом качественнее других рассказов этого же периода. Возьмём, к примеру, рассказ этого же года «Спешу на свидание», в котором, кстати, тоже есть проблема, с какой точки зрения нужно смотреть на человека рядом. Как только у главных героев, мужа и жены, меняется взгляд друг на друга – тут же меняется и отношение. И оказывается, что и менять в себе ничего не нужно: ни внешность, ни характер – всё, что нужно, находится в тебе самом, просто нужно дать этому выход. Но в рассказе «Спешу на свидание» хэппи энд в нём, на мой взгляд, слишком надуман.

«– Давайте пить чай. А потом устроим танцы.

Мы занялись приготовлением чая. И всем было хорошо и весело».

Утверждение замечательности и гармонии создаёт ощущение неестественности, натянутости, в повествовании натыкаешься на этот рубец. «Печатающий механизм» же лишён таких явных неровностей, и возможность гармонии, примирения здесь исключается. У героя нет пути, на котором он смог бы отдавать душу любимому делу и зарабатывать им на кусок хлеба. Здесь чёткий выбор – либо вдохновение, либо кожаный портфель. Стоит отметить и в этом плюс рассказа – герой не идёт по пути романтика, он выбирает устойчивое социальное положение и материальное благосостояние. Но с другой стороны можно отметить, что автор бросается из крайности в крайность: как бы ни был занят человек, запах весны он всё равно почувствует, а выпавший снег увидит тем более. Семён же либо полностью отдаётся охватившему его природному чувству, либо напрочь забывает обо всём окружающем и с головой уходит в диссертацию и портфель. Это кажется немного утрированным. Но это показывает одновременно и авторскую позицию: непримиримость этих двух путей, необходимость выбрать только один возможный.

Я не согласна с этой позицией. Возможности человека велики, и вполне реально совмещать работу, приносящую доход, с делом по душе, тем более если это касается, как в случае Семёна, потребности человека в прекрасном. Здесь нет проблемы, которая кажется на первый взгляд очевидна: каждый человек выбирает для себя, замечать стихи и сказки за окном в свободное от работы время или нет.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013