|
Интернет-конференция «Сократ»
Бразовская Анна, МАОУ гимназии № 24, 9 класс
Тема путешествия во времени в рассказах В.Д.Колупаева «Девочка» и «Билет в детство»
«Из настоящего – в прошлое, из настоящего – в будущее, из будущего – в прошлое, с остановкой в настоящем – вот где пролегают основные маршруты едва ли не самых популярных путешествий современной научно-фантастической литературы – путешествий по времени». [9]
Первоначально возможность путешествия во времени в художественном мире предоставляла художнику бесконечный простор для творчества. Возможность столкнуть прошлое с настоящим, настоящее с будущим позволяла заострять внимание на особенно важных проблемах современности.
Среди ученых веками не прекращается спор о том, возможно ли проникнуть в прошлое. С развитием технологий и появлением теории относительности Эйнштейна эта тема приобрела особенную актуальность. На что, разумеется, не могли не откликнуться писатели-фантасты. И если ученые размышляют о том, как совершить, на первый взгляд, невозможное, то фантасты спорят о последствиях изобретения машины времени. К чему это может привести? Не будут ли нарушены причинно-следственные связи? Не противоречит ли это элементарной логике?
Виктор Дмитриевич Колупаев, чьи рассказы являются объектом моего исследования, был не просто писателем-фантастом. Уже со школьной скамьи он стал интересоваться философскими проблемами пространства и времени. Вся его жизнь, все его творчество были попыткой осознать роль человека во времени и пространстве. Фантастические рассказы появились, когда он пришел к тому, что некоторые вещи с сугубо научной, рационалистической точки зрения объяснить невозможно. Тема времени и тема пространства лейтмотивом проходят через все творчество В.Д.Колупаева: ни один рассказ, ни одна повесть не обходятся без них. Но он все же не «замыкается в рамках научной фантастики» [1], и вечные общечеловеческие, социальные проблемы оказываются неразрывно связаны с мучившими фантаста вопросами времени и пространства. Мотив путешествия во времени впервые появляется в рассказе «Билет в детство» и с тех пор (а рассказ был опубликован впервые в 1969 году) то и дело возникает в произведениях томского писателя. Примеров можно привести множество – повесть «Фирменный поезд Фомич», многочисленные рассказы («Мама!», «Девочка» и др.), роман «Сократ Сибирских Афин»... К.Лесковский в своей статье «Пространство и время Виктора Колупаева» объяснил этот факт следующим образом: «Простая истина о том, что все мы – путешествующие во времени, дополняется убеждением писателя, что человек не меняется мгновенно, что наши достоинства, недостатки, удачи и неудачи возможны лишь во времени» [5].
19 сентября 2011 года исполнилось бы 75 лет со дня рождения томского фантаста. Несмотря на то, что его рассказы были особенно популярны среди молодежи 70-х и 80-х годов, они актуальны и современны сегодня. Герои В.Д.Колупаева не останавливаются на достигнутом, стараются «по-настоящему оправдать высокое и строгое звание человека», способны сделать чудо своими руками. Вечные проблемы в рассказах и повестях писателя показаны с точки зрения современного человека, и потому исследование творчества томского фантаста сейчас актуально, как никогда. Кроме того, ранее оно изучалось мало. Мы живем в век высоких технологий, и каждый день может ознаменовать начало новой эпохи, прорыва в мире науки и техники. Сегодня особенно важно сохранить те вечные ценности, которые нашли отражение, в частности, в творчестве Виктора Дмитриевича Колупаева.
В своей работе я обращаюсь к двум рассказам: «Девочка» и «Билет в детство». Тема путешествия во времени представлена в этих рассказах наиболее ярко, что позволяет выделить её характерные особенности. Кроме того, «Билет в детство» интересен как своеобразная точка отсчета, начало творческого пути.
Объект исследования: рассказы В.Д.Колупаева «Девочка» и «Билет в детство».
Цель работы: изучив мотив путешествия во времени в рассказах В.Д.Колупаева «Билет в детство» и «Девочка», обозначить позицию автора, делающую его рассказы неординарным явлением для современной фантастики.
Задачи исследования: проанализировать произведения «Девочка» и «Билет в детство»; сравнить особенности темы путешествия во времени в данных рассказах; выяснить, какой смысл заключен в путешествиях во времени и какую роль они играют в рассказах, выбранных объектом исследования; сделать выводы.
В ходе исследования были применены следующие методы: анализ художественного текста, обобщение, сравнение, работа с критической и справочной литературой.
Гипотеза: тема путешествия во времени показывает философские раздумья автора над вечными проблемами действительности.
Анализ рассказа «Билет в детство»
Рассмотрим картину мира в данном рассказе. Начинается он с описания вокзала, который «не был похож на все другие» – действительно, он разительно отличается от любого другого. Если вокзалы в реальном мире являются, условно говоря, звеньями, которые объединяют города в единую систему, то у Колупаева вокзал объединяет прошлое и настоящее. Путешествие во времени здесь не является чем-то сверхъестественным: некий «известный пианист» совершает его перед каждым концертом, «кто-то в соседнем купе» даже возмущается дурным обслуживанием... Но для чего все эти люди хотят встретиться с собственным детством? В тексте напрямую сказано, что на вокзал приходят «после глубоких раздумий», чтобы «полнее осознать сущность своего «Я». Детство каждого человека является, в сущности, его предысторией, которая способна пролить свет на мотивы его поступков, его поведение в дальнейшем. Может ли человек, не помнящий собственного детства, понять себя и, как следствие, окружающих? Вряд ли.
Это является ключом ко всей концепции сознательного путешествия в прошлое. Люди любопытны, люди жаждут знания истины – о себе самом или об истории человечества.
В какую же эпоху разворачивается действие рассказа? При поверхностном знакомстве с творчеством фантаста определить это достаточно трудно: формально, сам факт возможности «предотвращения нелепых смертей» на расстоянии, возможности путешествия во времени указывает на то, что действие происходит в будущем. Однако напрямую этого не сказано, и некая «притчевость», свойственная Колупаеву, сжатое пространство рассказа наводят на мысль о том, что само по себе путешествие в прошлое в данном рассказе символично. Действие же происходит в некой параллельной вселенной с собственными законами в современное время. Исследователи творчества томского фантаста отмечают, что «фантастическое в его произведениях есть не что-то извне, вносимое в формы приземленного» [5], а, напротив, нечто земное и обыденное, представленное весьма необычным образом. Александр Осипов в своей статье «Случится же с человеком такое!» писал: «В поисках своих героев писатель не счел нужным обращаться к гипотетическому будущему, поскольку замысел рассказов не реализуешь таким способом – социальные приметы времени введены в повествование как органическое и первостепенное условие» [8]. И, наконец, на этот вопрос ответил сам писатель в одном из интервью, сказав: «А еще я понял, что нет фантастики о прошлом или о будущем. Любой рассказ – это рассказ о настоящем» [7]. Таким образом, можно говорить о том, что, во-первых, действие не только данного, но и, забегая вперед, некоторых других рассказов В.Д.Колупаева происходит в современное время, а во-вторых, о том, что фантастическое и нравственное в них тесно связано между собой.
Время в рассказе представлено своеобразно: подробно нам показаны лишь три дня (правда, между вторым и третьим проходит полгода) из жизни героя, но художественное время в процессе повествования значительно расширяется и охватывает в итоге немалый промежуток – детство Ролана Евстафьева, двадцать лет жизни главного героя с момента потери памяти и еще некоторый отрезок времени между ними. В сущности, рассказ «Билет в детство» представляет собой воспоминания главного героя. Вследствие этого динамики практически не наблюдается: в огромном временном промежутке читателю демонстрируется лишь несколько наиболее важных, на взгляд автора, событий. К таковым следует отнести первое путешествие в детство и встречу с Роланом. Однако показаны они в деталях: описание поведения старушки в вагоне («...ежеминутно перебирала содержимое своей корзинки», «ехала с корзиной фруктов и конфет»), описание внешности десятилетнего Ролана («рубашка в клеточку выгорела», «широченные брюки», «нескладный и худой» и т.д.) тому доказательство. Таким образом, можно выделить несколько временных планов рассказа.
1. Период, включающий в себя детство Ролана Евстафьева. Именно из-за этого временного плана появляются все последующие. Он является, по сути своей, предысторией и подробно не показан.
2. Двадцать лет жизни главного героя с момента потери памяти и период между первым и третьим путешествием в детство. События именно этого временного плана являются ключевыми в рассказе.
3. Период, когда герой сидит в лаборатории и «вспоминает». Это план, объединяющий все остальные в единое целое. Его события происходят в условно настоящее время. Это подтверждается сменой глаголов прошедшего времени («он подарил», «я скрывал», «он только раз захотел встретиться») на глаголы настоящего времени («я слышу», «Лена встала со стула и идет к дверям моей лаборатории», «дверь открывается»).
Художественное пространство рассказа столь же своеобразно и неоднозначно. Как уже было сказано, «Билет в детство» представляет собой воспоминания главного героя, следовательно, можно говорить об обширном экзистенциальном пространстве. Но внутри него можно выделить еще несколько пространственных сред. Например, присутствуют лаборатория главного героя, вокзал: их можно отнести к социальному пространству. Интересна смена географических топосов. Путешествуя в детство, персонажи данного рассказа перемещаются не только во времени, но и в пространстве. Но чем же являются те города, в которые прибывают персонажи? «Это был Загорск. Для меня это был Загорск. А для неё – Суздаль. <...> Каждый приехал в город своего детства».
В тексте сказано, что Загорск существует на самом деле – там есть кафе «Астра», в которое Александр «почти всегда заходил». Но в детстве Ролана-Александра этого кафе еще не было, а привокзальная площадь выглядела иначе, нежели её «привык видеть» герой. Следовательно, в данном рассказе детство и зрелость, настоящее и прошлое существуют отдельно друг от друга. Присутствует Загорск в «замороженном» состоянии, т.е. город, который с течением времени не изменился. Но есть и тот же самый Загорск, который продолжает развиваться и меняется. Еще одна интересная деталь – персонажи в мире, созданном В.Д.Колупаевым, могут встречаться с собственным детством, и они даже узнают самих себя повзрослевших, но изменить настоящее эти встречи все же не могут.
Таким образом, можно выделить еще одну характерную особенность путешествия во времени в данном рассказе: изменить прошлое здесь невозможно. Персонажи могут лишь наблюдать за собой со стороны, но не переживать какие-то события своей жизни заново.
Однако не только вопросы пространства и времени мучили томского фантаста, не только из-за невозможности объяснить какие-либо явления с сугубо научной, рационалистической точки зрения появляется в его творчестве мотив путешествия во времени. Как было сказано ранее, фантастическое и нравственное также связано между собой. Трудно говорить о символизме Колупаева – нельзя забывать, что он был фантастом и физиком... Однако мотив путешествия во времени несет в себе и некий скрытый смысл: не зря «притчевость» называют «изначальным свойством Колупаева-художника» [1].
В рассказе «Билет в детство» присутствует хронотоп дороги. Вокзал и поезда появляются неслучайно. Если вспомнить другие произведения Колупаева, связанные с путешествием во времени, например, «Девочка», «Мама!», то станет ясно, что «аппаратом» для перемещения во времени чаще всего является некая капсула, кабина; а вот в повести «Фирменный поезд Фомич» снова возникает железная дорога. Дело в том, что в рассматриваемом рассказе и упомянутой повести важно не столько путешествие во времени само по себе, сколько изменения в характере и взглядах персонажей, в это путешествие вовлеченных. А вот в рассказе «Девочка» внимание уделяется и технической стороне вопроса, об этом я скажу позднее. Итак, главный герой трижды предпринимает попытку встретиться со своим детством, причем с композиционной точки зрения эти попытки расположены в тексте по принципу градации: чем дальше, тем больше герой узнает о самом себе. Первая попытка закончилась неудачно, десятилетний Александр убежал; во второй раз встреча состоялась, и главный герой возвратился в настоящее преисполненным идей и вдохновения. Казалось бы, вот она, кульминация – главный герой смог сказать себе: «Да, люди будут счастливее от того, что я есть». Именно этого он и добивался. Однако через полгода, во время третьего путешествия в детство, выяснилось, что детства у Александра не было. Детство – своеобразная предыстория каждого человека. Не зная её, нельзя понять самого себя. Ролан Евстафьев «подарил кусочек своего детства» главному герою – т.е. дал возможность как раз осознать собственное «Я». Стоит обратить внимание на следующую фразу: «Он только раз захотел встретиться со мной, чтобы проверить, правильно ли он поступит однажды, когда-то в будущем». Значит, у десятилетнего Ролана Евстафьева будущее есть – т.е. он существует не в сознании Александра, а в каком-то параллельном мире со своими законами, и это возвращает нас к гипотезе о том, что в данном рассказе присутствуют именно две связанные, но независимые вселенные.
Интересна следующая деталь. Рассказ завершается так: «Дверь открывается. Сейчас я все узнаю». И.Б.Роднянская отмечает, что «порог», «окно», «дверь» являются традиционными пространственными ориентирами и «границей между тем и другим» [10]. Таким образом, дорога главного героя в данном рассказе – его жизненный путь, постепенное изменение взглядов. Причем сам автор это всячески подчеркивает: ведь не случайно выбрано название «Билет в детство». Любое движение, даже назад во времени, прежде всего, является, в духовном смысле, движением вперед.
Анализ рассказа «Девочка»
Рассказ состоит из 7 частей, которые представляют собой чередование эпизодов, связанных с девочкой Олей, и эпизодов, связанных с научной деятельностью главного героя. В 6 части две эти составляющие сталкиваются в одном месте и в одно время, что немаловажно. Расположены части по принципу градации. Композиция кольцевая, т.е. седьмая часть с точки зрения событий почти полностью повторяет первую.
Рассмотрим картину мира в этом рассказе. Первая же фраза текста («Это произошло однажды вечером в конце мая») указывает на время происходящих событий. Временные границы определены нечетко, однако можно говорить о том, что действие рассказа происходит в условном настоящем. Художественное время рассказа представляет собой период длиной в девять лет. Впрочем, и в этом рассказе можно четко разделить временные планы. Здесь их, в отличие от «Билета в детство», всего два.
1. Примерно три месяца с «вечера в конце мая» до дня запуска капсулы с героем в прошлое, что произошло в конце августа.
2. Девять лет жизни героев, которые подробно не показаны.
Во втором случае динамики не наблюдается, но первый временной план насыщен событиями.
Пространство, как и в «Билете в детство», максимально сжато. Присутствует квартира главного героя и полигон «площадью 5-6 квадратных километров». Квартира находится в Усть-Манске, полигон – «километрах в пятнадцати» от города, «недалеко от реки».
Путешествие во времени в этом рассказе играет ключевую роль. Оно символично, как и в рассказе, рассмотренном выше. Итак, мы видим главного героя и его коллег, пытающихся проникнуть в прошлое с помощью сугубо научного подхода, и девочку, которая непонятным образом попадает из будущего в настоящее. Попытки «пробиться в прошлое» с помощью капсулы представляют собой, в сущности, классический сюжет научно-фантастического рассказа. Однако «Девочка» относится, скорее, к жанру лирического фэнтези.
Дать точное определение этому жанру достаточно трудно: порой границы между научной фантастикой, мистикой и, собственно, фэнтези весьма прозрачны и зыбки. Наиболее правильной кажется точка зрения, которой придерживается большинство современных фантастов: «Фэнтези – часть фантастической литературы, занимающаяся конструированием миров, построенных, исходя из положений объективного идеализма. <...> Оно учит бескомпромиссности, борьбе с ложью и злом. <...> Так или иначе, через несколько лет <...> окажется, что именно фэнтези сохранило образ сильного и гордого человека. <...> Фэнтези – это литература о человеке и о людях, следовательно, для неё открыты все задачи литературы вообще» [6]. Лирическое фэнтези, нетрудно догадаться, представляет собой фэнтези с лирическим, любовным уклоном.
В тексте присутствует следующая фраза: «Значит, возможно что-то принципиально новое, другое. Значит, нам нужно искать другой путь». Когда герой убедился в невозможности проникнуть в далекое прошлое с помощью техники, он пришел к необходимости поиска какого-то иного способа путешествия во времени. Сам В.Д.Колупаев в новелле «Июнь» говорил о возможности контакта с внеземными цивилизациями: «Возможен еще один путь. Путь без передачи научных знаний. <...> Это путь чувств!» [4]. Мне кажется, что эта фраза очень точно отражает отношение Колупаева-художника к вопросам не только пространства, но и времени.
Интересна и одна из первых фраз: «Я открыл дверь». О роли двери как элемента хронотопа дороги было сказано выше. Главный герой, открывая дверь, впускает в квартиру не просто девочку Олю. Не зря её внешность описана подробно («белое коротенькое платьице», «большой белый бант») и неслучайно в одежде Солнечного зайчика так много белого цвета. Здесь Колупаев придерживается распространенной цветовой символики. Белый цвет символизирует невинность, чистоту помыслов. Само прозвище – Солнечный зайчик – говорит о многом. Герой впускает в свою жизнь что-то очень чистое, светлое. Интересно также и то, как герой встречает девочку. «Здравствуйте, маленькая волшебница», – говорит он. Исследователи творчества В.Д.Колупаева отмечают, что многие из его героев – «волшебники», которые не только ищут чудеса в обыденной жизни, но и творят их своими руками. «Не какой-то там сказочный, а <...> обыкновенный, так сказать, бытовой волшебник» [1], – говорит Алексей Горшенин об одном из героев произведений фантаста.
Солнце также играет важную роль в рассказе. Это проявляется, во-первых, в необычном прозвище девочки. Во-вторых, его появление или отсутствие символично. В день, когда «Левку» Веревкина запустили в прошлое, утром погода была «теплой и солнечной», но ближе к вечеру герой и его коллеги начали понимать, что надежда на возвращение мала. В это время «потянуло ветерком», «на небе собрались тучи». Когда же сам главный герой возвращается из прошлого, звучит следующее: «...Теперь будут трава, солнце, земля и небо». Все это – символы настоящего, неиллюзорного. Фраза «Когда солнце достигло горизонта, всем стало ясно, что Левка не вернется» подтверждает мое предположение. Пока светило солнце, у людей еще была надежда; когда оно зашло, надежды не стало.
С этой же точки зрения можно рассматривать и эпизод, когда главный герой сам отправляется в прошлое. В тексте видим: «В дверях лаборатории стояла Оля. Солнце светило ей в затылок, и разлетевшиеся по лицо и над головой волосы казались светлыми, золотыми. Она снова была в белом прозрачном платье и с двумя большими белыми бантами на голове». Во-первых, снова присутствует некая дверь, из которой появляется Оля. Во-вторых, есть «белые банты» и «светлые волосы», которые, вдобавок, освещены солнечным светом. Свет падает на девочку сзади. При прочтении в воображении возникает картинка: девочка возникает в лаборатории, словно ангел, призванный спасти главного героя. И действительно – она спасает ему жизнь, заставив нажать на кнопку возвращения в настоящее.
Интересная особенность этого рассказа в том, что в жизни главного героя присутствует одновременно прошлое, настоящее и будущее. Он пытается проникнуть в прошлое, живет в настоящем, а иногда к нему в гости забегает будущее в «коротком белом платьице». Все это связано между собой. В «Девочке» демонстрируется такое последствие путешествий во времени, как хроноклазм. Т.е. «в результате встречи людей из разных эпох происходит передача идей и информации из будущего в прошлое. Это вызывает какие-то события и действия в прошлом, но все их последствия уже отражены в будущем». [11]
Итак, в рассказе показан конфликт между сугубо научным подходом и «путем чувств». Они явно сталкиваются в шестой части рассказа, когда Оля прибегает в лабораторию перед запуском капсулы. Но при этом в одном месте сталкиваются также прошлое, настоящее и будущее.
«Путь чувств», т.е. путь без научного познания, присутствовал, надо сказать, и в рассказе «Билет в детство». Нам не демонстрировались технические подробности путешествия во времени. Намного более важным оказалось то, какие возможности дает это путешествие.
Однако вернемся к рассказу «Девочка». Вопрос, который так и остался нерешенным – знала ли Оля, что делает? С одной стороны, она заставляет главного героя много раз нажать на кнопку возвращения в настоящее, словно знает, что его ждет. Но, с другой стороны, она ведет себя настолько естественно, что становится ясно: у девочки нет даже мыслей о том, что она в прошлом. Но тогда возникает вопрос – кто же отправил её туда? Кто выбрал точное время, в которое надо попасть? Наверное, так было предусмотрено «штатным расписанием природы», о котором упоминается в «Билете в детство».
Главные особенности темы путешествия во времени в рассказах
1. Путешествие во времени как фантастическое допущение помогает акцентировать внимание на важных для автора вопросах, причем речь идет не только о вопросах времени и пространства, но и о вечных темах любви, дружбы, семьи и т.д.
2. Путешествие во времени в рассказах символично.
3. Герои В.Д.Колупаева не могут изменить собственное прошлое, хотя и могут в него проникнуть.
4. И в том, и в другом рассказе появляется такое явление, как хроноклазм.
5. Путешествие во времени появляется из-за желания героев узнать больше о себе или об истории человечества.
6. Путешествия во времени позволяют человеку совершенствоваться в духовном смысле.
Однако стоит упомянуть и о том, что в художественном мире Колупаева существуют два способа путешествия во времени: путь «научных знаний» и «путь чувств». В первом случае Колупаев рассуждает как научный фантаст, посвящая читателя во все технические подробности. Во втором же случае он рассуждает как лирик, и речь идет о путешествии во времени, совершённом без помощи техники – о чуде. В рассказе «Билет в детство» автор демонстрирует нам только один из этих способов – «путь без научных знаний». В рассказе «Девочка» показаны оба.
Небезынтересно и то, что «путь чувств» оказывается в итоге более эффективным, чем путь научного познания. Если коллеги и сам главный герой рассказа «Девочка» пришли к невозможности не только изменить, но и исследовать прошлое с помощью разработанной ими технологии, то Оля-Солнечный зайчик свободно проникала в прошлое на девять лет назад, не используя при этом никаких технических средств.
Заключение
Итак, в результате анализа двух рассказов можно сделать следующие выводы:
1. Главные особенности темы путешествия во времени в данных рассказах схожи. Это явление помогает автору акцентировать внимание на вечных вопросах любви, дружбы, семьи и т.д.
2. Мотив путешествия во времени показывает философские раздумья автора над вечными проблемами действительности, следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.
3. Путешествие во времени таит в себе глубокий смысл: оно позволяет героям развиваться духовно, а также лучше понимать самих себя.
4. Данное явление играет в рассказах «Девочка» и «Билет в детство» важную роль и выступает в роли непосредственного участника событий.
Фантастика В.Д.Колупаева – сказки для взрослых. Сказки играют необычайно важную роль в развитии мышления и воображения, которое не прекращается в течение всей жизни человека. А для понимания и объективной оценки действительности необходимо уметь мысленно создавать её действующие модели – т.е. иметь хорошее воображение.
Мир, созданный томским фантастом, современен и реалистичен. Современен, потому что будущее, к которому он стремится, «рождается из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить». (К.Паустовский).
Литература
1. Горшенин А. Обыкновенное чудо: (о фантастике Виктора Колупаева) / Алексей Горшенин // Сиб. огни. – 1994. – № 1/2. – С. 158-176.
2. Колупаев В.Д. Билет в детство // Качели Отшельника: [сб. фантаст. повестей и рассказов]. – М., 2003. – С. 454-463.
3. Колупаев В.Д. Девочка // Качели Отшельника: [сб. фантаст. повестей и рассказов]. – М., 2003. – С. 464-490.
4. Колупаев В.Д. Жизнь как год // Качели Отшельника: [сб. фантаст. повестей и рассказов]. – М., 2003. – С. 360-453.
5. Лесковский К. Пространство и время Виктора Колупаева: памяти писателя / К.Лесковский // Красное знамя. – 2001. – 7 июня. – С. 3.
6. Логинов С.В. Русское фэнтези – новая Золушка // сб. Империя, № 1 – 1998. – С. 105-113.
7. Мейко Т. Виктор Колупаев: Всю жизнь я хотел понять, что такое пространство и время: [интервью с писателем-фантастом В. Колупаевым / записала Т.Мейко] // Фантастическая газ. (Томск). – 1992. – № 1 (4). – С. 2-3.
8. Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988. – С. 96-106.
9. Ревич В.А. Время, вперед! Время, назад! // Сборник научной фантастики. Выпуск 13 – М.: Знание, 1974. – С. 195-223.
10. Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2001. – С. 1175.
11. Хроноклазм // Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/ – июль 2011.
Архив БВИ -> |
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия] |
© БВИ, состав, 2013