?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Бразовская Анна Константиновна, ученица 10 класса МАОУ гимназии № 24 им. М.В.Октябрьской

Концепт войны в творчестве В.Д.Колупаева (на примере анализа рассказов «Мама», «Какие смешные деревья»)

Руководитель: Куликова Лилия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 24 им. М.В.Октябрьской

Томск, 2013

 

Введение

В.Д.Колупаев родился в 1936 году. Его детство пришлось на 40-е годы. Могла ли война, бушевавшая по всему миру, никак не отразиться на формировании личности будущего писателя, не оставить на нём никакого отпечатка? Конечно же, нет.

В его творчестве тема войны возникает достаточно часто. Сам Колупаев сказал устами своего героя в рассказе «Мама»: «Война – это, прежде всего, люди» [9, стр. 140].

Война – это нарушение естественного хода событий. Это миллионы погибших, десятки миллионов искалеченных жизней. И кажется, что томский фантаст помнил об этом каждую минуту. Ведь технические новшества ценны не сами по себе; важно то, какую пользу они могут принести. Герои упомянутого рассказа, например, хотят с помощью машины времени спасти маленькую девочку и её мать, которая гибнет в результате взрыва, пусть даже это и нарушит причинно-следственные связи. Вот ради этого и стоит биться над созданием такого устройства...

Где, как не на войне, проявиться главенствующим качествам человеческой натуры? Там нет места несущественным мелочам; остается только то, что действительно важно. Именно там главными становятся общечеловеческие нравственные проблемы, и «шелуха» повседневности не может их заслонить. Но проблемы эти – вечные, а потому важны они не только в военное время. И в XXI веке те качества, которыми писатель наделил своих героев – честность, мужество, добросердечность, бескорыстие – нужно сохранять и воспитывать в людях и, в первую очередь, в самом себе. По словам А.Осипова, Колупаев «говорит о самом сокровенном – о смысле жизни, о долге человеческом перед другими людьми, о верности самому себе, верности идеалам даже тогда, когда с точки зрения пресловутого "здравого смысла» и вопреки «житейской логике» человек поступает согласно внутренним устоям морали, нравственности, долга» [8, стр. 9]. Именно поэтому исследование творчества В.Д.Колупаева актуально сейчас и будет актуально ещё многие годы. Кроме того, ранее оно изучалось мало. Мы живем в век высоких технологий, и каждый день может ознаменовать начало новой эпохи, прорыва в мире науки и техники. Сегодня особенно важно сохранить те вечные ценности, которые нашли отражение, в частности, в творчестве Виктора Дмитриевича Колупаева.

В работе мы рассматриваем концепт войны, то есть совокупность всех понятий, смыслов, значений, несущих эмоциональную, ассоциативную и другую информацию о этом явлении [3]. Также стоит отметить, что концепт представляет собой структурную единицу образа мира, созданного писателем.

Рассказы, в которых этот концепт является доминантным, появляются у фантаста с периодичностью в несколько лет. (1970 – «Мама»; 1971 – «Вдохновение»; 1975 – «Какие смешные деревья»; 1982 – новеллы «Январь» и «Февраль» из повести «Жизнь как год» и т.д.) Тема войны, не являясь, на первый взгляд, ключевой, лейтмотивом проходит через всё его творчество 70-80-х годов, и поэтому концепт войны, несомненно, является важным компонентом концептуальной картины мира В.Д.Колупаева.

Также нужно сказать, что рассказы томского фантаста интересны и неординарным подходом к физическим вопросам. Колупаев будто бы проверяет различные теории о роли, происхождении, возможностях Времени и Пространства в мирах, созданных его воображением. Трудно найти два его рассказа, где художественные миры похожи друг на друга. То, что в одном из них представлено как обыкновенное будничное явление, в другом становится чудом. Например, часто упоминается машина времени, с технической точки зрения описывается процесс пользования ей («Девочка», «Мама» и др.), однако герой новеллы «Июль» из повести «Жизнь как год» заходит в избушку, стоящую в глубине городского парка, а выходит из неё... в другое время, сам того не желая. Но, что интересно, при всем многообразии технических средств герои Колупаева всегда стремятся к тому, чтобы с их помощью «оправдать высокое и строгое звание Человека» [4, стр. 176]; никто из них не заботится о личной выгоде, нет, их цель несоизмеримо шире – помочь всему человечеству вообще. В том, что герои его новелл должны вести себя именно так, фантаст не сомневался ни минуты. Менялось место, время действия, менялось настроение произведений, но любовь к людям оставалась неизменной. В условиях войны это качество руководит всеми поступками и мыслями героев. Именно поэтому рассказы томского фантаста, объединенные данной темой, очень важны для понимания творчества В.Д.Колупаева вообще и для выделения ключевых особенностей типичных характеров его персонажей в частности.

Объект исследования: рассказы В.Д.Колупаева «Мама», «Какие смешные деревья».

Цель работы: выяснив, как концепт войны реализован в рассказах «Мама» и «Какие смешные деревья», обозначить позицию автора, делающую его творчество неординарным явлением для современной литературы

Задачи исследования: проанализировать новеллы «Мама», «Какие смешные деревья»; определить, как в них реализован концепт войны; выяснить, с какими темами и проблемами он связан в концептуальной картине мира В.Д.Колупаева; составить схему эмоционального содержания концепта войны; сделать выводы.

В ходе исследования были применены следующие методы: анализ художественного текста, обобщение, сравнение, работа с критической и справочной литературой.

Гипотеза: вечные нравственные общечеловеческие проблемы являются главной составляющей концепта войны.

Тема войны в творчестве Виктора Колупаева представлена своеобразно. В чем её особенность? К этой теме обращались и такие писатели, как Федор Березин, Андрей Лазарчук, Василий Звягинцев, Север Гансовский и др. Но дело в том, что их произведения, являясь в большинстве случаев «строгой» фантастикой, во главу угла ставят исторический процесс, военные действия, политику. Авторов интересует альтернативный ход истории: Лазарчук, например, создал художественный мир, где СССР в Великой Отечественной войне стал проигравшей стороной [7]. Березин, напротив, рассматривает ситуацию, в которой СССР не только победил фашистскую Германию, но и завоевал всю Европу [2]. В.Д.Колупаев же ищет Человека. В его произведениях между строк явственно слышно: война – это трагедия, и победителей в ней нет и быть не может. Никакие политические мотивы не могут оправдать убийство ребенка.

Творчество В.Д.Колупаева можно условно разделить на два периода: до его ухода из Сибирского физико-технического института в 1982 году и после. Этот момент стал переломным. На несколько лет томский фантаст забросил литературу, поскольку масштабный труд «Пространство и время. (Физический аспект)» требовал огромных сил. О том, что первый период творчества писателя приходится именно на 70-80-е годы [10, стр. 76], говорит в своей статье «Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно» Сергей Смирнов. Однако в 1993 году, опубликовав краткое изложение своей работы, которое получило название «Пространство и время для фантаста», Колупаев принялся за трилогию «Безвременье. Времена. Вечность». В 2001 году вышел первый роман трилогии – «Безвременье», написанный в соавторстве с Юрием Ивановичем Марушкиным. Вторая часть – роман-пародия «Сократ Сибирских Афин» – была опубликована уже после смерти писателя. Трилогия, к сожалению, так и осталась незавершенной.

Контраст между ранними рассказами и «Сократом...» сразу же бросается в глаза. Колупаев-писатель менялся не постепенно, не на глазах у своих читателей; однажды оставив литературу, он вернулся в неё несколько лет спустя художником совершенно иным. Он больше не обращался к любимому им ранее жанру рассказа: творческая мысль требовала больше простора для выражения. Общее настроение его произведений меняется: в них становится всё меньше оптимизма, хотя «пронзительная лиричность» [10, стр. 75] остается. Многие называют её изначальным свойством Колупаева-художника. Также исследователи и просто поклонники творчества фантаста говорят, что его произведения – своеобразный синтез физики и лирики: в художественном мире В.Д.Колупаева они не могут существовать отдельно друг от друга.

В своей работе мы обращаемся к рассказам, в которых концепт войны доминирует. В выбранных нами новеллах эта тема показана с разных точек зрения: с позиции стороннего наблюдателя («Мама») и участника боевых действий («Какие смешные деревья»).

Рассказ «Мама» появился в четвертом номере журнала «Вокруг света» в 1970 году; с момента первой публикации в центральной печати («Билет в детство» в октябре 1969 публиковался там же) прошло всего полгода.

Однако, по словам самого Колупаева, писать фантастику он начал в 1965 году, несколько лет никуда не посылал написанное, хотя рассказов «накопилась целая пачка – штук 20» [5]. Скорее всего, среди них наряду с «Билетом в детство» была и новелла «Мама». Таким образом, можно говорить о том, что она также стоит у истоков творчества томского фантаста.

Рассказ «Какие смешные деревья» вышел несколько позже, в 1975, в коллективном сборнике сибирских фантастов «Ошибка создателя». На тот момент Колупаев был уже вполне зрелым писателем: издательство «Молодая гвардия» выпустило два отдельных издания его произведений: «Случится же с человеком такое!..» в 1972 году, а в 1974 – «Качели Отшельника», также насчитывалось множество публикаций в центральной печати.

Новеллы выбраны нами таким образом, чтобы можно было говорить о концепте войны в рамках образа мира томского фантаста, а не только в рамках данных рассказов.

 

Анализ рассказа «Мама»

Этот рассказ был опубликован в 1970 году, а создан в период с 1965 по 1969 г. Если вспомнить, что родился В.Д.Колупаев в 1936 г., то становится ясно, что на момент написания рассказа ему, скорее всего, уже исполнилось тридцать лет. Именно поэтому риторический вопрос, с которого начинается новелла, наводит на определенные размышления.

«Что знаем мы, двадцатилетние, о войне?» [9, стр. 140]

Из этого следует, что лирический герой – хотя он и близок автору – автобиографическим не является. Время этого рассказа, что для томского фантаста характерно, – условно настоящее. Значит, если рассмотреть исторический контекст и биографию В.Д.Колупаева, герой должен быть примерно на десять лет младше автора, т.е. родился он около 1946 года – уже после окончания Великой Отечественной войны.

Но близок автору и другой герой – старший преподаватель Тронов. Именно он первым высказывает мысль о роли людей на войне. Его биографии мы также не знаем, но суждения и взгляды Тронова косвенно указывают на то, что он принимал непосредственное участие в боевых действиях («„Война: Что вы знаете о войне?“ – Тронов пожал плечами». Этой фразой он дает понять, что знает о ней значительно больше своих студентов).

Почему же героем рассказа выбран Сергей, юноша, который своими глазами не видел ужасов того времени, для которого война – это «Брест, Ленинград, Майданек»?

Читателю не показан его портрет, не рассказана биография героя. Мы знаем о Сергее только то, что он – студент политехнического института. Обыкновенный юноша, который, по большому счету, ничем не выделяется. А значит, образ этот, вероятно – собирательный. Как и образ его подруги Веры, которая произносит: «Значит, мы будем участвовать в войне? Ой, как здорово!» Эта фраза рядом с репликами Тронова кажется неуместной, и очевидно, что герои полностью не осознают, о чем говорят.

Имя героини – Веры – можно трактовать двояко. С одной стороны, оно было достаточно распространено в 70-е годы, а значит, такой выбор автора обусловлен необходимостью подчеркнуть собирательность образа. С другой стороны, русское имя «Вера» имеет то же значение, что и само слово «вера», так что, возможно, оно важно и для характеристики личности героини.

Ранее, анализируя рассказы «Девочка» и «Билет в детство», мы пришли к выводу о том, что в художественном мире Колупаева путешествия во времени позволяют человеку совершенствоваться в духовном смысле. Это применимо и к рассказу «Мама». В ходе повествования мы видим, как меняется отношение героев к войне.

Фраза «Что мы знаем о войне?», которая звучит в самом начале повествования, в конце превращается в «Что мы знали о войне?» Герои рассказа увидели её своими глазами, и именно поэтому произошел их духовный рост. Они смогли по-другому посмотреть на настоящее.

В начале рассказа Вера предстает перед нами молодой, эмоциональной и веселой девушкой («– Ну да! – ахнула идущая рядом со мной Вера и схватила меня за локоть»; «Значит, мы будем участвовать в войне? – сказала Вера. – Ой, как здорово!»). Но когда она оказывается на месте боевых действий, стоит «на обгоревшей траве рядом с воронкой», её состояние резко меняется: «Вера бросилась к нему. <...> Она стучала о невидимую преграду кулачками и что-то кричала, пока, обессиленная, не сползла вниз, к траве». Однако она еще не может полностью контролировать свои чувства, как того требует работа по моделированию настоящего. Перелом происходит в коротком пятнадцатиминутном промежутке между первым и вторым путешествием в прошлое («Так она сидела минут пятнадцать, и я не смел потревожить ее. Потом она подняла голову и сказала: «Все сначала. <...> Я выдержу». И действительно: её глаза «сухо блеснули», когда Вера снова увидела страшную картину, но теперь она сумела подавить в себе эмоции и проследить возможные варианты судьбы малыша. Однако, как ни парадоксально, именно чувство любви к людям вообще заставило её сделать это: Вера больше всего желала, чтобы ребенок остался жив.

Показывая нравственную эволюцию Веры и Сергея, автор между строк призывает всех двадцатилетних, всю молодежь не забывать о том, что война – это «прежде всего люди». И пусть он не может сконструировать машину времени и на самом деле организовать факультет операторов машин времени, чтобы молодое поколение увидело войну такой, какой она на самом деле была – но он способен создать художественный мир, в котором это возможно.

Рассказ построен по принципу противопоставления, и это бросается в глаза с первых же предложений. После абзаца о кошмарах военного времени следует описание Университетской рощи: «...Нельзя было пройти, не захлебнувшись запахом цветущей черемухи. Днем уже было жарко. Вечером – прохладно. Проспект Ленина от Дворца Советов до Лагерного сада заполняла шумная, смеющаяся толпа». Неслучайно после возвращения в настоящее герои видят «букетик цветов в стакане на столе». Снова смерть сменяется жизнью.

Далее этот контраст только усиливается: «Пахло горелым. Пахло цветами. Это смешение запахов было настолько неестественным, диким, что хотелось кричать, чтобы криком разбить эту страшную картину крови и летней степи, детей и пулеметных очередей. Все это навалилось на нас так внезапно. Смерть, смерть кругом. После солнца и весны, после запаха черемухи...»

Здесь присутствуют контекстуальные антонимы. Кровь – летняя степь, весна, солнце, черемуха. Но самое, пожалуй, главное то, что для фантаста несовместимы дети и стрельба, дети и смерть. Этот факт, а также название рассказа указывает на еще один важный для Колупаева вопрос – о семье и семейных ценностях.

«Рядом со мной упала женщина. <...> Девчушка лет пяти раза два дернула её за руку, говоря: „Мама, мама“». Удивительно, насколько другим кажется художественный мир рассказа после прочтения этой фразы... Персонаж перестает быть абстрактным, далеким от читателя. Одно слово – и мы уже можем представить в общих чертах историю жизни этой женщины, она становится ближе к нам, а потому её смерть вызывает сильный эмоциональный отклик. На это автор и рассчитывал. Для Колупаева семья – нечто священное, и проявляется это, кстати, практически в каждом рассказе. А война – та сила, которая разрушает семьи, и поэтому она неестественна, противна самой природе человека.

Интересна и заключительная фраза рассказа: «Мы побежали по молодой, еще только начинающей выбиваться из земли траве, торопясь застать Тронова». Несмотря на то, что финал остается открытым, автор намекает на возможную развязку. «Молодая трава» – символ рождения, весны. В конце новеллы смерть вновь сменяется жизнью, и на этой ноте рассказ завершается. Чудо, совершенное героями – спасение жизни ребенка – было бы логичным итогом их нравственной эволюции.

В новелле присутствует еще один характерный для В.Д.Колупаева конфликт – между лирикой и прагматизмом, отголосок спора «физиков и лириков», бушевавшего в семидесятые годы. Вначале создается впечатление, что Тронов на стороне первых: «Его любимой фразой было: «Со временем шутить нельзя». <...> Его не устраивали витиеватые, эмоциональные рассуждения и доказательства. Ему нужна была строгая логика». А логика требовала «подавлять в себе эмоции», т.е. эти понятия сначала противопоставляются друг другу.

Но в конце рассказа Вера произносит небольшой монолог, который, по большому счету, показывает и мировоззрение самого автора. Приведем этот отрывок полностью:

«– Ответ должен быть другим. Разве дело в том, что одним великим человеком могло быть больше? Просто человек мог быть... Дело не в том, что убили будущего ученого. Они этого еще не могли знать. Убили чью-то радость, чье-то счастье. Главное в том, чтобы не было этого страшного крика: «Ма-а-ма!» Чтобы никогда не было этого страшного крика. Пусть из нее или него никогда и не получилось бы гения, все равно людям от этого было бы лучше.

– Тронова этим не возьмешь, – сказал Трубников. – Ему нужна только логика, строгие доказательства без эмоций.

– Это самая лучшая логика! – крикнула Вера. – Я пойду...»

Таким образом понятия чувств и логики становятся единым целым. В художественном мире Колупаева одно не существует без другого.

Но главное и в этом монологе, и в рассказе «Мама», и в героях томского фантаста вообще – любовь к человеку. Они хотят изменить мир к лучшему, причем ничего не разрушая и не пытаясь перекроить историю. То чудо, которое они в силах сделать, может, и не оказало бы огромного влияния на исторический процесс; но если бы все мыслили так же, так же ценили бы человеческую жизнь, то не было бы войны. И «страшного крика» тоже не было... Ведь герои Колупаева любят людей без деления по национальному признаку, деления на гениев и «не-гениев», и тем более – на лириков и физиков: Дело в том, что В.Д.Колупаев мыслит не в масштабах конкретной страны и конкретной эпохи, а значительно шире.

 

Анализ рассказа «Какие смешные деревья»

Рассмотрим картину мира, представленную в данном рассказе. Первое, что бросается в глаза при чтении, – своеобразие художественного пространства. Действие новеллы разворачивается в сознании героя, причем оно происходит в течение трех-четырех часов. В условно настоящем времени же события занимают не более нескольких минут. Таким образом, можно говорить об обширном экзистенциальном пространстве, и, следовательно, можно также выделить две пространственных среды. Они тесно связаны между собой и существуют одновременно, однако нельзя с уверенностью сказать, что они независимы друг от друга. Дело в том, что сознание героя в критический момент воссоздает картины, так или иначе связанные с его реальной жизнью, с наиболее важными её составляющими.

Ключ к пониманию всей концепции этого рассказа заложен в самой форме повествования. Главный герой, имя которого мы узнаем только в финальных строках («Ты лежи, Вась, лежи...» [6, стр. 603]), – обыкновенный солдат. Дома его ждут жена и трое детей – Сашка, Зоя и Валентина. Их настоящие имена также остаются для читателя загадкой до самого конца, и это, конечно, не случайно.

Новелла построена по принципу антитезы. Картины счастливой мирной жизни, созданные воображением главного героя, противопоставлены суровой реальности военного времени. Выдуманные имена – Сандро, Оза, Вина – звучат необычно, происходящие события – очевидно фантастичны. Но герой умирал; он создал этот мир бессознательно, без участия разума, а потому образность и фантастичность – изначальные свойства его сознания. Он – творец, художник по своей природе, и когда он погибает – вместе с ним погибает целый мир.

Но автор неявно говорит о том, что это относится не только к герою данного рассказа. Каждый человек, каждая личность неповторима и ценна – так считает автор. Таким образом, и в этой новелле звучит мысль о противоестественности войны, которая стерла с лица земли миллионы таких миров, существующих лишь в воображении, а также тема творчества становится одной из составляющих концепта войны.

Важную роль в этом рассказе, как и в новелле «Мама», играют семейные ценности. Семья – главное в жизни героя, и именно о детях и жене он думает, умирая, именно собственные дети – «население» мира его воображения. Первая мысль, которая посещает главного героя, когда тот приходит в себя: «А как же дети?» Кроме того, очевидно, что несмотря на странные имена и фантастичность ситуации, Сандро, Оза и Вина – это и есть Сашка, Зоя и Валентина. Они живые, настоящие, они – реальные люди, просто помещенные в другую реальность. И реальность эта – чудо, созданное самим героем. Пусть в собственном воображении, но он сумел в последний раз увидеть детей, поговорить с ними.

В мире, который главный герой «придумал за несколько мгновений», характеры его самого и его детей остались неизменными. Однако сам мир изменился кардинально.

Все события рассказа происходят в условном настоящем. В отличие от новеллы «Мама», где герои путешествовали во времени, здесь присутствует перемещение в космическом пространстве. Техническая сторона вопроса показана не слишком подробно: возможность перелета на расстояния в «сотни световых лет» в художественном мире принимается за аксиому. Существование такой возможности условно. Технические нюансы (световые индикаторы, рубка управления, скафандры и пр.) лишь отражают общее представление героя об устройстве космического корабля. Таким образом, условность ситуации наталкивает на мысль о том, что перемещение в пространстве, как и перемещение во времени, – символично. Важна не сама способность преодолевать огромные расстояния в космосе, а те возможности, которые она дает.

Главный герой и его дети наблюдают за планетой с огромной высоты. Вот как об этом сказано: «Перед ними был туманный шар, неподвижный туманный шар. Солнце освещало эту часть планеты. В промежутках между спиралями облачных покровов проглядывали голубые пятна океанов, светло-коричневые полосы пустынь, горные цепи, ослепительно-белые полярные шапки. Да! Из-за этого стоило перенестись через сотни световых лет. Отец делал снимки, ребятишки молчали, глядя широко раскрытыми глазами на это чудо». Для описания Земли (а очевидно, что Земля и есть эта планета) автор использует красочный образный язык (метафоры «полярные шапки», «пятна океанов», «спирали облачных покровов»; обозначения оттенков цвета – «ослепительно-белые», «светло-коричневые» и т.д.) Небезынтересно то, что герои говорят о названии небесного тела: «„Я смотрел в звездных атласах, – ответил отец. – У нее очень странное название. Оно никак не переводится на наш язык. Смысл его непонятен“». Если вспомнить, как в этом мире звучат имена детей, то становится ясно, что здесь присутствует какой-то свой особый язык, причем он совершенно не похож на земные наречия. Главный герой будто бы отрицает существование мира, в котором на самом деле живет.

Когда корабль подлетает ближе, то становятся видны и города («Самые настоящие города! Ну, конечно, немного странные, маленькие и большие, разрушенные полностью или частично»). Всё это удивляет главного героя: планета ему незнакома. «„Отец, – сказал Сандро. – Здесь существует какая-то цивилизация“. „Да, – ответил отец. – Или существовала“» [6, стр. 601].

Оза первая замечает некие предметы, «похожие на крестики». Они медленно двигаются на высоте около пятисот метров над поверхностью планеты.

Уже становится ясно, что реальный мир постепенно входит в мир, созданный воображением героя, и «крестики» – это ни что иное, как самолеты, кружащие над местом боевых действий. «Смешные деревья», которые «вырастают» из «предметов продолговатой формы» – клочки земли, отлетающие от места разрыва бомб, а бомбы и есть «предметы продолговатой формы», которые главный герой принимает за семена «странного дерева». Деревья с гладкими стволами, из которых вылетают «семена» – вероятнее всего, минометы. «Неглубокие траншеи» – солдатские окопы, а про «пятиконечные звезды» маленькая Вина верно сказала: это люди. Реальный мир в сознании героя словно переворачивается с ног на голову: бомбы дают жизнь, окопы созданы природой, люди – в космосе, а звезды – на Земле.

Это – «мертвый, застывший, уснувший мир». Города полуразрушены. Планета кажется опустевшей. На ней стоит идеальная тишина. Если и была здесь какая-то цивилизация, то она вымерла. Герой смотрит из космоса на собственную планету, охваченную войной, и не узнает её, его сознание отказывается принимать такую картину.

«Он подумал, что, пожалуй, зря притащил сюда детей. <...> В следующий раз они посетят другую планету, не такую странную и застывшую.

И он почему-то вспомнил свою планету, населенную веселыми и смелыми людьми, своих друзей и знакомых, свою жену, которая сейчас была в далекой экспедиции, свой дом на обрывистом берегу голубого моря» [6, стр. 599].

В воображении главного героя Земля – это лишь одна частица огромного мира. И она умирает. Но это не так уж важно, ведь Земля – не центр мироздания. «Смутное беспокойство» внушает герою планета, потому что он чувствует: здесь творится что-то неправильное, неестественное, то, чего не должно было быть.

Как уже было сказано, реальный мир постепенно проникает в мир, созданный воображением героя. Но не происходит ли и обратный процесс? Померещилось ли герою «блестящее пятнышко корабля»? Может быть, это действительно мир, «из которого он прилетел»?

...Так или иначе, оба мира «исчезли для него навсегда».

Погиб художник, творец; погиб любящий отец Сашки-Сандро, Зои-Озы и Валентины-Вины; в конце концов, просто человек погиб. «Убили чью-то радость, чье-то счастье» [9, стр. 146]. Разрушили целую Вселенную.

В отличие от художественного, в реальном мире не создали пока корабль, способный перенестись через сотни световых лет. Что будет с людьми, если умрет планета? Если они, люди, сами станут виновниками её гибели?.. Эти вопросы звучат между строк в рассказе «Какие смешные деревья».

 

Составляющие концепта войны

Рассмотрим, какую эмоциональную нагрузку несет в себе концепт войны. Для этого проследим, какая эмоционально окрашенная лексика употребляется автором в эпизодах, связанных с боевыми действиями: это поможет нам понять, как автор относится к происходящим в художественном мире событиям.

В рассказе «Мама» можно отметить следующие ключевые слова: «завизжали тормозные колодки», «смерть, смерть кругом», «стучала о невидимую преграду кулачками и что-то кричала», «закричала страшно, захлебываясь слезами», «оставляя за собой полоску крови», «смерть настигала людей быстро и безжалостно», «обезумевшие люди бегали по полю», «было неестественным, диким», «хотелось кричать», «страшная картина крови и летней степи», «вокруг плакали», «неестественные позы смерти».

Аналогично ключевые слова можно выделить и в рассказе «Какие смешные деревья»: «свист и грохот», «вой», «деревья умирали», «в грудь врезается осколок снаряда», «грохот взрывов», «тонкое повизгивание осколков», «горячая волна заливает грудь», «монотонное гудение», «небритый, серый и страшный», «грязная шинель на груди набухла кровью», «из окопов выплеснулась и покатилась вперед волна оглушенных, грязных, разъяренных, что-то орущих солдат».

Отношение автора к происходящему можно четко охарактеризовать как резко отрицательное. Результаты можно наглядно представить в виде схемы (см. приложение 1).

В рассказах, выбранных объектом исследования, концепт войны является доминантным. С ним связаны следующие темы:

1. Тема семьи. В жизни героев В.Д.Колупаева семейные ценности – наиболее важные. Семья – начало всех начал, а связь родителей с ребенком священна и неприкосновенна. Разорвать эту связь – совершить преступление против природы. Такая позиция автора нашла отражение как в рассказе «Мама» («Главное в том, чтобы не было этого страшного крика: «Ма-а-ма!» Чтобы никогда не было этого страшного крика»), так и в рассказе «Какие смешные деревья» (первое, о чем думает герой, приходя в себя: «А как же дети?»).

2. Тема творчества. Герой рассказа «Какие смешные деревья» – художник по своей природе. Герои новеллы «Мама», несмотря на то, что их работа требует полного контроля над чувствами и эмоциями, занимаются тоже в своем роде творчеством – создают различные варианты судьбы человека.

3. Тема чуда. Чудо происходит с главным героем рассказа «Какие смешные деревья» – за последние минуты своей жизни он успевает прожить несколько часов в мире, созданном его воображением, с собственными детьми. Чудо готовы совершить герои рассказа «Мама» – изменить прошлое и тем самым хотя бы частично исправить вред, причиненный войной.

4. Тема путешествия во Времени и Пространстве. Герои новеллы «Мама» отправляются в прошлое, а рассказа «Какие смешные деревья» – бороздят космические просторы. Эти путешествия символичны и несут важную смысловую нагрузку. Путешествие во времени – неотъемлемая составляющая духовного роста героев В.Д.Колупаева, а перемещение в космическом пространстве – фантастическое допущение, которое помогает сконцентрировать внимание на наиболее важных для автора вопросах.

5. Любовь к человечеству, сострадание. В условиях войны все поступки героев В.Д.Колупаева обусловлены именно этим чувством. Герой рассказа «Какие смешные деревья», умирая, жалеет, что закат человечества приближается, а героиня новеллы «Мама» готова нарушить причинно-следственные связи, спасая жизнь ребенка.

6. Природа. Именно живая природа противопоставляется ужасам войны и в том, и в другом рассказе: «Пахло горелым. Пахло цветами. Это смешение запахов было настолько неестественным, диким, что хотелось кричать, чтобы криком разбить эту страшную картину крови и летней степи, детей и пулеметных очередей. Все это навалилось на нас так внезапно. Смерть, смерть кругом. После солнца и весны, после запаха черемухи...» [9, стр. 143]; «Солнце освещало эту часть планеты. В промежутках между спиралями облачных покровов проглядывали голубые пятна океанов, светло-коричневые полосы пустынь, горные цепи, ослепительно-белые полярные шапки» – «Он приподнялся на локтях, небритый, серый и страшный. Грязная шинель на груди набухла кровью. <...> А из окопов выплеснулась и покатилась вперед волна оглушенных, грязных, разъяренных, что-то орущих солдат...» [6, стр. 604]

Более наглядно это можно отразить на схеме (см. Приложение 2). Все эти темы помогают отразить концептуальную картину мира В.Д.Колупаева и показать авторскую позицию. Кроме того, сострадание, любовь к человеку, семья и др. – вечные общечеловеческие нравственные проблемы.

 

Заключение

В результате анализа двух рассказов можно сделать следующие выводы:

1. Наиболее важные составляющие эмоционального содержания рассматриваемого концепта, представленные эмоционально окрашенной лексикой, говорят о том, что отношение автора к войне как к явлению – резко отрицательное.

2. Концепт войны включает в себя темы: семьи, творчества, чуда, сострадания, любви к человечеству, путешествия во времени, природы.

3. Концепт войны играет важную роль в творчестве В.Д.Колупаева, так как с ним связаны практически все темы и проблемы, которые для томского фантаста являются ключевыми.

4. Поскольку доминантными составляющими концепта войны являются вечные нравственные общечеловеческие проблемы, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена.

«Почти четверть века отдал фантастике Виктор Колупаев. Неполный десяток повестей, несколько десятков рассказов в его багаже. Не так уж и густо – отметят многие куда более плодовитые его коллеги. Возможно. Зато голос его не спутаешь ни с чьим другим в пестрой разноголосице современных авторов. Зато каждая его вещь отличается особым, только Колупаеву присущим почерком. Зато каждая «встреча с чудом» в его произведениях заставляет еще и еще раз задуматься над тем, кто же мы в этой жизни, какими нам надо стать, чтобы по-настоящему соответствовать высокому и строгому званию – Человек» [4, стр. 176].

 

Литература

1. Бенедиктова Л.Н. Концепт «Война» в языковой картине мира [Электронный ресурс]: Сопоставительное исследование на материале английского и русского языков: Дис. ... канд. фил. наук: 10.02.20. – М.: РГБ, 2003.

2. Березин Ф. Красные звезды [авторский сборник] // М.: Эксмо, 2009 г. – 672 с.

3. Головань О.В. Семантико-ассоциативная структура концепта «Война» [Электронный ресурс]: На материале произведений Р.Олдингтона и В.М.Гаршина: Дис. ... д-ра. фил. наук: 10.02.19. – Барнаул: АГТУ, 2003.

4. Горшенин А. Обыкновенное чудо: (о фантастике Виктора Колупаева) / Алексей Горшенин // Сиб. огни. – 1994. – № 1/2. – С. 158-176.

5. Карацупа В. Колупаев Виктор Дмитриевич (19 сентября 1936 – 4 июня 2001): [очерк жизни и творчества; библиография] // Архив фантастики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://archivsf.narod.ru/persona/kolupaev/kolupaev.htm, свободный. – Загл. с экрана.

6. Качели Отшельника: [сб. фантаст. повестей и рассказов / Сост. и вступ. Д.Байкалов, А.Синицын; Послесл. Г.Прашкевича; Худож. М. Калинкин]. – М.: АСТ; Ермак, 2003. – 860 с. – Какие смешные деревья. – С. 595-604.

7. Лазарчук А. Все, способные держать оружие [роман / оформление Т.Гусейновой] // М.: Вагриус, 2000 г. – 464 с.

8. Осипов А. Миры на ладонях: [предисл. к кн.] // Зеленый поезд: фантасты Сибири: [коллектив. сб. / сост. А. Якубовский]. – М., 1976. – С. 5-10.

9. Поющий лес: фантастика: [сб. повестей и рассказов / худож. И.Д.Шуриц]. – Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1984. – 319 с.: ил. – Мама! – С. 140-147.

10. С.Смирнов. Хорошо прожил тот, кто прожил незаметно // Начало века: журн. – № 3. – Томск, 2011. – С. 74-80.

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013