?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Анненков Денис, НОУ гимназия «Томь», 7 класс

Тема клонирования в науке и литературе

Тема моей исследовательской работы – клонирование. Эта тема была и будет актуальной еще долго, ведь возможность создавать существ, имеющих идеальную внешность, прекрасный ум, великолепное телосложение и прочие хорошие качества, всегда интересовала людей. Я попытаюсь рассказать вам о всех плюсах и минусах клонирования в своем докладе.

Клонирование (англ. cloning от др.-греч. κλών – «веточка, побег, отпрыск») – точное воспроизведение какого-либо объекта N раз. Объекты, полученные в результате клонирования, называются клоном. Причём как каждый по отдельности, так и весь ряд.

Клонирование человека – действие, заключающееся в формировании и выращивании принципиально новых человеческих существ, точно воспроизводящих не только внешне, но и на генетическом уровне того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего.

1.2. Технология клонирования

Пока технология клонирования человека не отработана. В настоящее время достоверно не зафиксировано ни одного случая клонирования человека. И здесь встаёт ряд как теоретических, так и технических вопросов. Однако, уже сегодня есть методы, позволяющие с большой долей уверенности говорить, что в главном вопрос технологии решён. Наиболее успешным из методов клонирования высших животных оказался метод «переноса ядра». Именно он был применён для клонирования овцы Долли в Великобритании, которая, как известно, прожила достаточное число лет (6), чтобы можно было говорить об успехе эксперимента. По мнению учёных, эта техника является лучшей из того, что мы имеем сегодня, чтобы приступить к непосредственной разработке методики клонирования человека. Более ограниченным и проблематичным выглядит метод партеногенеза, в котором индуцируется деление и рост неоплодотворённой яйцеклетки, даже если он будет реализован, то позволит говорить только об успехах в клонировании индивидов женского пола. Так называемая технология «расщепления» эмбриона, хотя и должна давать генетически идентичных между собой индивидов, не может обеспечить их идентичности с «родительским» организмом, и поэтому технологией клонирования в точном смысле слова не является и как возможный вариант не рассматривается.

II. Клонирование человека

2.2. Репродуктивное клонирование человека

Репродуктивное клонирование человека предполагает, что индивид, родившийся в результате клонирования, получает имя, гражданские права, образование, воспитание, словом – ведёт такую же жизнь, как и все «обычные» люди. Но в некоторых государствах работы по репродуктивному клонированию запрещены на законодательном уровне, поскольку оно встречается со множеством этических, религиозных, юридических проблем, которые сегодня ещё не имеют очевидного решения.

2.3. Терапевтическое клонирование человека

Терапевтическое клонирование человека предполагает, что развитие эмбриона останавливается в течение 14 дней, а сам эмбрион используется как продукт для получения стволовых клеток. Законодатели многих стран опасаются, что использование терапевтического клонирования приведёт к его переходу в репродуктивное. Однако в некоторых странах (США, Великобритания) терапевтическое клонирование разрешено.

2.4. Технологические трудности и ограничения

Самым принципиальным ограничением является невозможность повторения сознания, а это значит, что речь не может идти о полной идентичности личностей, как это показывается в некоторых кинофильмах, но только об условной идентичности, мера и граница которой ещё подлежит исследованию. Для опоры за базу берётся идентичность однояйцевых близнецов. Невозможность достичь стопроцентной чистоты опыта обуславливает некоторую неидентичность клонов, по этой причине снижается практическая ценность клонирования.

2.5. Этико-религиозный аспект

С точки зрения основных мировых религий (христианство, ислам, иудаизм) клонирование человека является или проблематичным актом или актом, выходящим за рамки вероучения и требующим у богословов чёткого обоснования той или иной позиции религиозных иерархов.

Ключевым моментом, который вызывает наибольшее неприятие, является ложный посыл, что для получения клона одного человека якобы необходимо убить находящийся на самой ранней стадии развития, но уже начавший формироваться эмбрион другого человеческого зародыша. Но в действительности классическая схема клонирования предполагает использование неоплодотворенной яйцеклетки, ядро которой заменяется ядром соматической клетки – эмбрион другого индивида в схеме не фигурирует, по такой схеме были получены овца Долли, мышь Кумулина.

Опасения вызывают такие моменты, как большой процент неудач при клонировании и связанные с этим возможности появления неполноценных людей. А также вопросы отцовства, материнства, наследования, брака и многие другие.

2.6. Отношение в обществе

Большинство аналитиков сходится в том, что клонирование в той или иной форме в определенной мере уже стало частью нашей жизни. Но прогнозы касательно клонирования человека высказываются достаточно осторожно.

Ряд общественных организаций (Российское трансгуманистическое движение, WTA) выступает за снятие ограничений на терапевтическое клонирование.

В некоторых государствах использование данных технологий применительно к человеку официально запрещено – Франция, Германия, Япония. Эти запреты, однако, не означают намерения законодателей названных государств воздерживаться от применения клонирования человека в будущем, после детального изучения молекулярных механизмов взаимодействия цитоплазмы ооцита-реципиента и ядра соматической клетки-донора, а также совершенствования самой техники клонирования.

III. Тема клонирования в литературе. Проблема счастья и клонирование в рассказе «О, мода» из сборника «Капитан «Громовержца»

В научной фантастике многие авторы писали о клонировании. Роман Нэнси Фридмэн «Джошуа, ничей сын» посвящен клонированию убитого американского президента (с намёком, что это Джон Кеннеди). В романе Айры Левина «Мальчики из Бразилии» (и в фильме, снятому по этому роману) клонированию подвергается Адольф Гитлер, в повести Анатолия Кудрявицкого «Парад зеркал и отражений» – Юрий Андропов. В детском детективе «Дом скорпиона», написанном Ненси Фармер, рассказывается о жизни мальчика-клона, созданного мексиканским наркобароном. Я расскажу вам о произведении томского писателя Виктора Колупаева «Капитан «Громовержца». В ходе исследования я поставил перед собой вопросы: зачем же писатель используют тему клонирования? И для чего жители Тевы используют клонирование в произведении?

Главный герой произведения, сдавший экзамены на право вождения грузового космического корабля, землянин Игорь. Он прилетает на планету Тева, планету, населенную людьми с прекрасной внешностью и телосложением. Со своими новыми друзьями Орой и Кликсом гуляет по площади. Во время прогулки Игорь замечает странную вещь: некоторые тевяне несут тела, укутанные в золотистые ткани, на своих плечах. Затем Ора заходит в здание, называемое «Дом Моды». Через несколько минут из дверей выходит совершенно не знакомая Игорю девушка, берет его за руку и невозмутимо продолжает беседу. Пока главный герой пытается понять, в чем же тут дело, рядом с ним появляется мужчина, утверждающий, что он и есть Кликс. А незнакомка утверждает, что она – Ора. Игорь требует объяснений.

Странная парочка объявляет Игорю, что они – это Ора и Кликс и что они всего лишь изменили свои тела. Выясняется, что на Теве каждый местный житель может «вписаться» в чужое тело. И даже самого Игоря просят дать код своего тела для того, чтобы сделать новые модели. Они объясняют это тем, что на планете просто кончились «шаблоны» для изготовления тел. Капитан отказывается сотрудничать с этими людьми, поскольку считает свое тело уродливым, да и саму идею считает безнравственной и улетает в далекий космос.

Игорь не случайно путешествует на космическом корабле и прилетает на Теву. Он самодостаточный, умный и уверенный в себе человек. И у него на все есть свое мнение. Скорее всего, именно этот герой является носителем авторской идеи.

Судя по этому рассказу он – нравственный герой. Он совершенно справедливо осуждает тевян за их безудержное желание быть модными, которое переходит все границы. Мода на Теве распространяется не только на одежду и вещи, но и на внешность. Игорь понимает, что инопланетяне покушаются на образ Божий, на то, что им не принадлежит. Ведь тело дается Богом так же, как и душа. И именно из-за этого каждый человек по своему прекрасен и индивидуален.

Главными героями рассказа, кроме самого Игоря являются и сами жители Тевы. Кликс и Ора говорят о клонировании как о чем-то обыденном, не нуждающемся во внимании. Но каждый в душе считает это нужным лично для него. Желая получить копию тела Игоря, Кликс почти доходит до сумасшествия, до последнего преследуя капитана и умоляя его дать код его тела. Тело Игоря, человека с другой планеты, привлекает тевян не потому, что оно красиво, а потому что необычное, новое, а значит, модное. С помощью его тела он хочет сделать свой город популярнее, выставив на продажу новый модный экземпляр. Ора хотя и не была подвержена этой идее, все равно жалела об утрате столь нужного ее городу экспоната.

Я считаю, что все жители этой планеты, населенной прекрасными людьми, совершенно не понимают всего значения клонирования. А может, даже и не хотят понимать этого. Ими движет желание быть красивее, моднее. Клонирование пригодилось бы людям с физическими травмами, болезнями или другими проблемами их тела. Его можно было бы использовать в военных целях. Но современное общество это не интересует. Для них главное – внешность. А все остальное – это так, ненужное.

Жители Тевы напоминают нас, землян, своим стремлением быть счастливыми. Ведь каждый человек рождается с правом на счастье. Но способы достичь этого счастья у тевян ненормальны. Они покушаются на чужую красоту, на чужую внешность, данную Богом другому человеку.

Православные народы верили в то, что человек состоит из трех частей: из души, из тела и из духа. В своем произведении Колупаев хотел показать то, что люди готовы продать свою душу и дух ради красивой внешности. Колупаев хотел указать на проблему счастья, проблему, которую современные люди привыкли решать внешними факторами: красотой, богатством, вещами. У них даже не возникает мысль, что стать счастливыми можно только совершенствуясь духовно.

В.Колупаев использовал тему клонирования, научное открытие в своих целях, чтобы указать читателям на современные проблемы, которые беспокоили писателя. Колупаев хотел сказать, что нужно ценить свою индивидуальность. Это касается и внешности, и души, и духа. Он хотел сказать, что главным в человеке все же является душа, что нельзя добиться счастья, копируя внешность, а можно лишь развиваться и совершенствоваться духовно.

В заключение хотелось бы сказать, что Колупаев был ученым и наверное предполагал технологию клонирования возможной. Именно поэтому он написал о нем в своем произведении, как призыв будущему поколению быть осторожными. Он хотел донести до читателя, что все научные открытия могут быть нравственными или безнравственными, а могут быть нейтральными, и человек определяет, пользу принесет это открытие или вред. Он боялся за нас и за наших потомков, боялся того, что может случится в будущем. А предостерегал нас своими произведениями.

IV. Вывод

В заключение хотелось бы сказать несколько слов. В каждом народе и религии клонирование воспринимается по-разному. Но лично я надеюсь, что в недалеком будущем возможность клонирования станет доступной, ведь это открытие будет способствовать развитию медицины, биологии, физики и других наук.

V. Список литературы

1. www.wikipedia.ru

2. В.Колупаев «Капитан «Громовержца»

3. www.litra.ru

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013