Футурологический конгресс
ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ДЛЯ НАС ЯВЛЯЕТСЯ...
Фантасты об искусстве будущего
Сегодня фантасты отвечают на вопрос: Возможно ли появление новых видов искусств в 21 веке? Или, может быть, уже
существующие приобретут какие-то новые формы? С чем это будет связано? В
каких направлениях будут развиваться литература, живопись, театр, кино?
Чем нас удивят деятели культуры?
|
Сергей Жарковский, писатель (Волжский): Конечно. Возможно и неизбежно. Кино начнут снимать с давно умершими актёрами, создавая совершенно неотличимые виртуальные их модели. Половина зрителей будет протестовать, половина будет рада новым встречам с любимцами. Я лично буду рад. Живопись. Всегда останутся в цене «рисовальщики по-старинке», но новые инструменты всегда порождают и новые техники. Так что прекрасные (и, возможно, вполне осязаемые) 3D картины мы увидим. Кто доживёт. Кстати! Искусством станет медицина. Впрочем, она всегда была искусством. Но есть ощущение, что и рак, и Альцгеймер вот-вот, вот уже скоро, уже при нашей жизни перестанут человечество пугать своей безысходностью. Не говоря уже о слепоте и ампутированных конечностях. Успеть дожить бы. Театр. Не знаю, что там можно улучшить, кроме сценотехники. Всё равно не пойду. С литературой будет всё ОК, надо только учить языки. А лично я бы желал (кроме медицинских, доступных всем, чудес), чтобы в искусство наконец превратилась политика. |
Василий Щепетнёв, писатель и эссеист (Воронеж): Думаю, что появятся домашние киностудии. Пакеты программ, позволяющих создавать фильм или спектакль дома. Набор AI-актеров, виртуальных декораций, шаблонов сценариев, мизансцен и т.п. Конечно, производительность «железа» будет превосходить нынешнюю на несколько порядков. Любое произведение можно будет конвертировать сначала в литературный сценарий, а потом и экспликацию, раскадровку и т.п. В зависимости от применяемого шаблона историю «Трёх поросят» можно подать как комедию, триллер или производственную драму, действие перенести в Кремль или на антарктическую станцию. Наф-Нафа будет играть AI Фернандель, Нуф-Нуфа AI де Фюнес, а Ниф-Нифа AI Краморов, Волка же AI Шварценеггер. Или «Три Мушкетёра»: Вицин, Моргунов и Никулин. Энтузиасты будут сами писать сценарии и менять шаблоны, порой наделяя AI артистов своей внешностью и пластикой. Кто-то сделает фильм за день, а кто-то будет трудиться год или пять. В стране будут выходить десятки тысяч фильмов и спектаклей, появятся конторы по размещению видеопродукции на «Амазоне» и прочих торговых площадках, критики станут сетовать на закат культуры, отвыкли-де люди от хорошего кино. Актёры белковые попытаются высмеять актеров программных, называя их электронными марионетками. Но отличить первых от вторых будет всё труднее и труднее. Вдогонку: Книги будут различать по цвету. Зелёные обложки появятся у книг со словарным запасом до пятисот слов, жёлтые – до тысячи, и красные – свыше тысячи. Читателей последних обяжут встать на учёт в психоневрологическом диспансере. |
Алексей Евтушенко, писатель, поэт и художник-карикатурист (Москва): Один новый вид искусства уже, как мне кажется, появился, – это видеоигры. Просто не все пока осознали, что это уже искусство. Некоторые из них по уровню проработки образов персонажей и сюжету не уступают литературным произведениям и кино. Собственно, в какой-то мере они и есть синтез кино и литературы. Что же касается искусств будущего, то, вероятно, когда-нибудь появится искусство сновидений. А следовательно, и художники-сновидцы. Лучшие сны будут пользоваться бешеным спросом и приносить своим создателям большие деньги. Сейчас много говорят о том, что в кино сгенерированные компьютером актёры заменят живых. Вполне возможно, но вряд ли это примет массовый характер. Если говорить о живописи и музыке, то она изменится в случае изменения самого человека и появления у него, скажем, более совершенных органов чувств и расширенного за счёт непосредственной связи с ноосферой сознания. Самый грубый пример – инфракрасная живопись или ультразвуковая музыка. К слову, о связи с ноосферой. При условии развития данной связи возможно появление новых коллективных видов искусств, когда одно произведение будут создавать сотни, тысячи или даже миллионы людей. И та же музыка здесь – первая в очереди. |
Николай Калашников, Президент клуба любителей фантастики «Контакт» (Новокузнецк): С литературой, живописью и театром – сложно. Всё-таки они существуют не одну тысячу лет, и молодое искусство – кино – не смогло повлиять даже на театр, которому предрекали смерть от кино. Так что жить все эти виды искусства будут. Это зависит не от веяний в искусстве. Жизнь – или не жизнь – искусства зависит от общества. Будет у литературы читатель, а у живописи, театра, кино – зритель, у музыки – слушатель, они будут существовать и развиваться. Сумеет общество и власть заставить своих граждан разучить чувствовать искусство – искусство умрёт. Но вместе с ним умрёт и общество, в котором потеряна тяга к прекрасному. Не хотел бы я дожить до общества, которое пророчески мелькнуло в «Хищных вещах века» братьев Стругацких: отдельные представители человечества лежат в ваннах и плевать хотели и на общение с себе подобными, и на искусство, и на саму жизнь. А искусство и литература... Появляются ведь не столько сами какие-то новые виды искусства или литературы. Появляются способы его донесения до зрителя, читателя, слушателя... С одной стороны, это, конечно, хорошо, а с другой... Заглянул я тут на днях на ту же «Proza.ru» и в который раз убедился, что графомания – неистребима. Нет уж, я лучше бумажную книгу почитаю, хотя и там графомании достаточно, но всё же чуть поменьше. Так что я думаю, что появятся лишь новые способы донесения искусства до желающих с ним общаться. А удивить деятели культуры могут в одном случае. Вот появится писатель уровня АБС – вот тут мы и удивимся, начнём читать. Хотя – это о старшем поколении. И о тех, кого мы научили читать. А вот остальные... Впрочем, совсем без читающих мы никогда не оставались. |
Александр Лукашин, критик, библиограф, исследователь фантастики (Пермь): Уже возникли всевозможные виды новых искусств, а мы не знаем их просто потому, что не появилось достойных творцов в этих искусствах. Махинима, демосфера, виртуальная реальность, компьютерная литература, синестетическое искусство – все они ждут, кто нарисует первого оленя на стене новой «пещеры Ласко». Буквально за углом – виртуальное кино. Или, может, лучше назвать его – некрокино? Когда на экраны выйдут воспроизведённые компьютером двойники знаменитых актёров прошлого – в любом возрасте! – и будут играть в новых фильмах в невозможных сочетаниях и непредставимой достоверности декорациях – это ли не новый вид искусства? Или компьютерная литература – не то довольно механическое воспроизведение стилевых особенностей писателей третьего ряда, которое компьютеры уже почти освоили, а реальное создание литературных произведений под управлением человека-творца, нечто подобное деятельности диск-жокеев в музыке. Будет поначалу смешно и нелепо, пока не найдётся кто-то, кто сумеет вложить новые смыслы в это ремесло. Я предвижу, что создание виртуальных миров отделится от индустрии компьютерных игр и станет самодостаточным и самоподдерживающимся видом искусства. И в шлемах виртуальной реальности (или очках, скорее всего) мы будем наслаждаться выдумкой этих новых художников. |
Геннадий Прашкевич, писатель, поэт, переводчик, литературовед (Новосибирск): Искусство – страсть. Новое искусство уже на подходе. Оно пока робкое, но с неожиданными яркими вспышками. Сенсорная проза. Сенсорная поэзия. Прямое подключение к мыслям автора и к его ощущениям – через специальные выходы в ОБЛАКО. Может, это так и будет называться – облачное искусство. И как модерн – заоблачное искусство. От этого и андеграунд существенно углубится. Соответственно изменятся и искусство кино и театра, сделав возможным прямое физическое участие зрителя в происходящем действии. Как ограничение – цензура (новая полиция нравов), потому что появится вид артисток (артистов), живущих в искусстве. Новый вид сексуальной и творческой революции с непредсказуемыми последствиями для человеческого быта вообще. Связано всё это будет, разумеется, с интенсивным развитием интеллектроники. В отношениях зритель – читатель – автор – актёр вполне возможно самое активное посредничество автоматов, что само по себе начнёт вызывать вспышку негативных чувств у обывателя, предпочитающего устоявшиеся устаревшие формы искусств. Но с этими анахронами будет вестись разъяснительная работа. Так что, на этом фоне деятели искусства могут по-настоящему удивлять только необузданными вспышками страсти. |
БВИ: Вообще говоря, умные ответы моих умных друзей практически не нуждаются в комментировании. Замечу лишь, что Геннадий Прашкевич, к примеру, уже пишет новую книгу о сенсорном искусстве и об АНАХРОНАХ. И это замечательно. Ведь крайне редко в современной литературе (и фантастике, в частности) удаётся найти новые мысли о том, что ждёт нас в скором будущем. И дело тут даже не в том, чтобы точно предсказать то или иное направление развития общества и человечества в целом. А в том, чтобы появилось художественное обсуждение новых проблем, которые ждут нас за поворотом, в глубине. Вряд ли мы увидим там попаданцев или эльфов (хотя чем чёрт не шутит!), о которых выходит огромное количество книг, а вот новые информационные, биологические, химические технологии появятся обязательно. И неплохо бы к этому хоть немного подготовиться. Хотя бы подумать об этом...
|