Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

ПЕРВЫЙ СОВЕТСКИЙ ФАНТАСТ

Фантасты уверенно обживают будущее. Уже открыты и названы планеты, на которых человек встретит подобных себе, уже изобретены фотонные и протонные звездолеты, открыто нпостижимое «нуль-пространство» и даже найден способ транспортировки человека через необъятные просторы Вселенной. Поэтому фантастика – один из самых любимых, самых читаемых жанров среди молодежи. Да, если признаться, кому не хочется лететь к загадочным туманностям Андромеды или покорять невидимые Альдебараны, разгадывать тайны Солярисов? Кому не хочется заглянуть в будущее, окунувшись в глубокое море фантастики?

А мне хочется пригласить вас заглянуть в прошлое. Вернуться к истокам советской научно-фантастической литературы. Тем более, что начиналась она более шестидесяти лет назад, в нашем крае, в захолустном тогда Канске. Именно здесь написал и напечатал первую советскую научно-фантастическую повесть «Страна Гонгури» Вивиан Итин.

Вивиан Азарьевич Итин родился в 1894 году в Уфе. Он рано увлекся литературой: много читал, а потом и сам начал писать стихи, пробовал силы и в прозе. В Петрограде, где Итин учился в университете, им написан рассказ «Открытие Риэля» – то самое зернышко, из которого позднее прорастет повесть «Страна Гонгури».

Алексей Максимович Горький благосклонно отнесся к произведению молодого писателя и даже хотел напечатать его в журнале «Летопись», который тогда издавал. Но случилось так, что «Летопись» вскоре прекратила свое существование, да и сам Итин был уже далеко от Петрограда.

Революция, гражданская война – все это перевернуло судьбу начинающего писателя. Юрист по образованию, он становится комиссаром; литератор превращается в политработника. В составе легендарной Пятой армии он идет с боями через всю Сибирь, преследуя по пятам сломленного, но не разбитого наголову Колчака. Поэт продолжал оставаться поэтом и «пулей царапал стихи на прикладе ижевской винтовки». В 1920 году он остается работать в Красноярске, здесь же вступает в партию большевиков и по ее заданию переезжает в Канск.

В Красноярском государственном архиве сохранился интеерсный документ о составе тогдашнего Канского уисполкома. Среди его членов только один имеет высшее образование – это Вивиан Итин. А в пожелтевшей анкете того времени, которая находится там же, на вопрос о профессии Вивиан Азарьевич ответил «культработник» и поставил три восклицательных знака.

О том, чем занимался писатель в Канске, говорит и его автобиография, в которой он отметил, что, поскольку был самым грамотным, на него возложили несколько обязанностей: был одновременно «завагитпропом, заведующим уездным политпросветом, заведующим кездным РОСТА, редактором газеты и председателем дисциплинарного суда» (цитирую по книге «Каан-Кэрэдэ», Новосибирск, 1961).

Другими словами, работы было много, работы интересной, напряженной, каждодневной. Кажется, можно ли было мечтать о фантастических странах, когда твоя Родина была охваченной невиданной доселе борьбой за счастье, за исполнение самой заветной мечты народа? То, что еще вчера считалось фантастическим, сегодня осуществлялось на глазах. Это было время, когда хозяйства Сибири были сожжены пожаром гражданской войны, когда невзгоды и лишения терзали страну, начинавшую восставать из руин.

Фотографии сохранили для нас представление о Канске тех лет, о его, так сказать, внешнем виде. Но гораздо важнее, что стояло за фотографиями, – жизнь тогдашнего Канска, голодного Канска. Время было неурожайное, и Канск, некогда славившийся своими ярмарками, обилием продуктов на базарах, казался опустевшим и вымершим, почти безлюдным.

И вот в этом городе человек, которому сполна пришлось отведать трудной, полной невзгод и лишений жизни, пишет прекрасную повесть «Страна Гонгури" – одно из самых ранних произведений о коммунизме.

Старый большевик, участник гражданской войны в Сибири, персональный пенсионер Иван Прокопьевич Востриков хорошо помнит те далекие годы и самого писателя. И вот что он мне рассказал:

– Мне часто прихоилось встречаться с Вивианом Итиным. И по работе в исполкоме, и на различных митингах и собраниях. Это был прекрасный оратор, он умел убедить своих слушателей, находил общие контакты с самой различной аудиторией. Время тогда было очень трудное, сложное, мало располагающее к мечтам и фантазии. Да и сам Итин в бытовом отношении не был устроен. Жил он в кинотеатре «Кайтым» (тогда иллюзион «Фурор» назывался). Заканчивался последний сеанс, люди расходились, а Итин получал возможность отдохнуть, переночевать. И книгу свою он писал в том же кинотеатре, при свете самодельной коптилки. Сами понимаете, такой образ жизни и на внешнем виде сказывается. Однажды мы с товарищами рассудили так: последить за ним некому, сам он человек стеснительный, поможем ему мы. А на том месте и в тех же зданиях, где сейчас ликёро-водочный завод стоит, были раньше колчаковские казармы. Когда беляки удирали, то они всё своё обмундирование, в том числе и новое, ненадёванное, побросали. Из тех белогвардейских запасов мы и подобрали Итину одежду. Он, я помню, очень обрадовался и сказал, как же он во всём новом и чистом в иллюзион пойдёт ночевать?.. Потом, правда, ему и с жильём помогли... И вот, когда я читал его книгу, меня очень удивило: как человек, будучи совсем неустроенным, мог создать такое светлое произведение – мечту, сказку об удивительной стране, где живут люди коммунистического общества?..

Бывший тасеевский партизан Г.Г.Романов тоже знал Вивиана Итина:

– С Вивианом Азарьевичем мне доводилось заседать в дисциплинарном суде. Имя-отчество у него было трудноватое, так мы всё больше его Иваном Назаровичем величали. Но это к слову пришлось. Так вот, он у нас за председателя был всегда. Время тогда было очень сложное: кулацкие выступления, восстания, борьба с недобитыми колчаковцами, саботажниками, спекулянтами всческими. Заседать приходилось часто. И скажу прямо: Итин хорошим судьёй был, любил повторять: «Мы с вми должны подходить к делу по законам сердца». И уж потом, когда я читал его книгу, то понял, что в такие минуты он был в своей стране Гонгури. Там же я встретил этот принцип: общество будущего построено по законам сердца.

В стране тогда было очень трудно с бумагой. В Канске газета поступала к читателям отпечатанной на обороте конфетной обёрточной бумаги. У купца Коновалова, бывшего владельца конфетной фабрики, реквизировали солидный запас рулонной бумаги, вот на ней и печатали газету: на одной стороне текст, на другой – карамельные картинки. И тем не менее уездный комитет партии решил издать повесть, потому что она содержала в себе отличный пропагандистский материал.

Повесть увидела свет в 1922 году. Отпечатана была бледным шрифтом на тугой обёрточной бумаге, в обложке из синеватого полукартона, в какую раньше заворачивали сахарные головы. Сейчас эта книга – библиографическая редкость, её нет ни в канских, ни в красноярских библиотеках.

Несколько лет назад Канская студия телевидения готовила передачу об Итине, и мы обратились в Государственную библиотеку Ленина, откуда нам прислали микрофильм, где на обыкновенной фотографической плёнке были отсняты страницы повести. Я вщял плёнку домой, эпидиаскопа под рукой не было, подсел к настольной лампе и, несмотря на все неудобства такого чтения, залпом прочитал всю книгу. И могу с полной уверенностью утверждать, что повесть прошла испытание временем.

О чём эта книга?

В колчаковском застенке, в ночь перед расстрелом, судьба сводит двух человек: юношу Гелия и старого врача, которому Гелий дал почитать книжку со своими стихами.

Гелий – партизан, его отряд был окружён белогвардейцами, сам он до последнего патрона отстреливался от наседавшего врага. Почти весь отряд был уничтожен, раненый Гелий попал в плен. Пытки, следствие, тюрьма, смертный приговор. Но вот в последнюю ночь выясняется, что старик-врач знает возможность гипнотических снов и, желая спасти талантливого юношу, усыпляет его и отправляет в страну Гонгури.

Во сне Гелий превращается в Риэля, гениального учёного, жителя прекрасной страны, где улицы – сады, где площади – из зеркального стекла, где Дворец Мечты похож на солнечный протуберанец, где отношения между людьми чисты и открыты, где не знают слова «война», а преступление стало невозможным.

Риэль изобретает установку, которая позволяет проникнуть взглядом в любую точку Вселенной, во всех временах. Риэль открывает единство законов мироздания при эволюции стихийных социальных форм к вершинам гуманного общества. «Жизнь насыщает мёртвое вещество, повторяясь в единообразных формах, – делает вывод Риэль. – Мир идёт не по мёртвому безразличному пространству, всемирной пустыне, где нет миражей будущего, а к накоплению высшей силы». Риэль понимает, что он должен быть участником борьбы за лучший мир на Земле, и возвращается в колчаковскую тюрьму.

И вот его, уже Гелия, ведут колчаковцы на расстрел. Он должен погибнуть за то, чтобы на земле возник мир более прекрасный, чем в стране своей сказки-сна... «Внизу сквозь зелёные горы струился голубой сказочный Енисей. Рядом вздымались кедры, а внизу между красивых скал росил неисчислимые ирисы, странные и красные гроздья неведомых цветов, называемых в Сибири ландышами. В красном бору, у Красного яра, красные ландыши.

Шедшие сзади остановились, осторожно защёлкали затворами винтовок.

Он продолжал идти вперёд, не оглядываясь, подняв голову, улыбаясь навстречу небу, ветру и солнцу...».

Некоторые страницы повести написаны просто блестяще: путешествие Риэля вмести с Везилетом в страну обезьян, видения истории Земли в установке Риэля, лучшие люди Гонгури, у которых сердце из рубинов, – это, пожалуй, составило бы честь любому фантастическому произведению. А пересказывать повесть очень трудно, ведь, как говорит один из её героев: «Здесь больше поэзии, чем географии».

Такой же взгляд на книгу высказал и известный советский поэт леонид Мартынов: «Считаю, что Вивиан Итин прежде всего поэт, и дажя вся его проза – это проза талантливого поэта, будь это даже полемические статьи по вопросам художественного творчества или по вопросам кораблевождения в полярных широтах, или первый рассказ, написанный Итиным ещё петроградским студентом, – «Страна Гонгури».

Не так давно вышло в свет исследование А.Бритикова – первый фундаментальный труд о фантастике: «Русский советский научно-фантастический роман». В нём много и очень хорошо говорится о «Стране Гонгури». Мне хотелось бы привести несколько строк оттуда: «В этой поэме-повести встречаются и оптимистические, и новые (по тем временам) догадки из области естествознания. Главная ценность повести в том, что она рисовала дорогу к будущему, как путь трудной и долгой борьбы – и с классовым врагом, и с пережитками варварства в людях, которым этот путь сложно пройти. Сам идеал будущего проникнут у Итина сознанием того, что коммунизм будет построен «по законам сердца».

Недолгим был канский период в творчестве Вивиана Итина: в 1923 году он переезжает в Новониколаевск. Поэту ещё нет и тридцати, он знает, что его призвание – литература, а в этом городе начинает издаваться первый литературно-художественный журнал «Сибирские огни». Много он печатался в нём, был секретарём редакции, а в 1928 году стал главным редактором.

Вивиан Азарьевич много пишет, выпускает одну за другой книги. Так, вышли в Москве сборник стихов «Солнце сердца», в Ленинграде – повести «Высокий путь», в Новосибирске – очерки и повести «Выход к морю» и «Белый кит».

Книге Итина предстояло стать первой главой советского научно-фантастического эпоса. Через год появятся романы Джима Доллара (псевдоним М.Шагинян) «Месс-Менд» и А.Толстого «Аэлита». «Путь в дальний космос начинался в Канске», – как утверждал Л.Мартынов в своих стихах.

Вячеслав САМСОНОВ

 

СПРАВКИ ОБ АВТОРАХ

И Т И Н    Вивиан Азарьевич (1894–1945) – активный участник разгрома колчаковщины в Сибири и строительства новой социалистической жизни в крае. Занимался культурно-просветительской работой. В течение многих лет был главным редактором новосибирского журнала «Сибирские огни». Ещё в предреволюционный период выступил с первыми произведениями. Литературное дарование В.Итина многогранно раскрылось после окончания гражданской войны. Он выпустил сборник стихов, книги очерков и повестей. В историю советской фантастики В.Итин вошёл как автор утопической повести «Страна Гонгури», о которой в своё время тепло отзывался А.М.Горький.

// Страна Гонгури. – Красноярск: Кн. изд-во, 1985. – С. 60-64, 448.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© Вячеслав Самсонов, Александр Осипов, текст, 1985