САВЧЕНКО Владимир
Для первого знакомства с творчеством В.Савченко редакция справочника рекомендует:
Открытие себя
Похитители сутей
Странная планета
Владимир Иванович Савченко родился 15 февраля 1933 г. в г. Полтава. Скончался 19 января 2005 г. в г. Киев. Окончил Московский энергетический институт, работал инженером-электриком в научно-исследовательских институтах, автор изобретения и научных работ в области полупроводников и микроэлементов.
Первый рассказ – «Навстречу звездам» – Савченко опубликовал в 1955 г., ещё будучи студентом МЭИ.
Уже ранние произведения Савченко определили круг авторских пристрастий: парадоксальные, даже «безумные» гипотезы с переднего края науки, столь отличные от господствовавшей тогда фантастики «ближнего прицела», – о парадоксах теории относительности в рассказе-дебюте, об открытии антивещества в повести «Чёрные звёзды» (1959), о кристаллическо-кибернетической внеземной жизни в одном из самых оригинальных рассказов ранней советской НФ – «Вторая экспедиция на Странную планету» (1960).
Детальное и скрупулезное исследование возможных последствий фантастического допущения, тщательное продумывание изменений, которые может вызвать новое в мире, характерно было уже для первых рассказов Савченко. Но это исследование могло бы остаться красивой многоцветной картинкой, повествующей о приключениях разума, если бы с самого начала писателя не волновало другое: а как, собственно, новое открытие или изобретение повлияет на жизнь общества? Что принесёт оно в мир, чем обернётся для человечества – радостью или бедой. Какие именно изменения вызовет в существовании людей?
Такое сочетание оригинальных научно-фантастических идей с обязательным исследованием социальных последствий, вызванных приходом нового, уже в 60-е годы вывело Савченко в первые ряды отечественной фантастики. Он стал одним из первых создателей этики будущего в нашей литературе.
Своего рода творческое кредо писатель высказал уже в «Чёрных звёздах», одной из первых повестей, вложив его в уста Ивана Гавриловича Голуба: «Думали ли вы, каким будет человек через тысячу лет? <...> Каждый человек будет писателем, чтобы выразительно излагать свои чувства и мысли; художником, чтобы зримо, объёмно и ярко выражать своё понимание и красоту мира; учёным, чтобы творчески двигать науку; философом, чтобы мыслить самостоятельно; музыкантом, чтобы понимать и высказывать в звуках тончайшие движения души; инженером, потому что он будет жить в мире техники». Правда, заглядывать на тысячу лет вперед Савченко практически не стал, повествуя в основном о наших современниках, но постарался наделить своих персонажей уже сейчас хотя бы частичным набором спектра широкой одаренности.
Герой романа «Открытие себя» (1967) практически выразил основную суть книг Савченко: «Свобода – это возможность выбирать варианты своего поведения, её исток – знание. С тех пор каждое открытие, каждое изобретение давало людям новые возможности, делало их всё более свободными. /.../ Свобода... Это не просто: осознать свою свободу в современном мире, умно и трезво выбирать варианты своего поведения. Над человеком тяготеют миллионы лет прошлого, когда биологические законы однозначно определяли поведение его животных предков и всё было просто. И сейчас он норовит свалить свои ошибки и глупости на силу обстоятельств, на злой рок, возложить надежды на бога, на сильную личность, на удачу – лишь бы не на себя. А когда надежды рушатся, ищут и находят козла отпущения; сами же люди, возложившие надежды, ни при чём! В сущности, люди, идущие по линии наименьшего сопротивления, не знают свободы...».
Книги писателя – это попытки осознать и расширить границы своей свободы. Своей, и тех читателей, кто готов принять и использовать новые знания, пути к которым прокладывает Савченко. Неслучайно в одном из интервью писатель так объяснил, почему он окончательно выбрал литературу, а не практическую науку: «Параллельно с фантастикой исполнял и научные работы. Окончательный выбор сделал в 1965 году, после завершения и «кровавого» внедрения одной серьезной темы. Выбору способствовал подсчёт, по которому выходило, что если в экспериментальных исследованиях результат зависит от моих способностей и усердия только на 5% (а на остальные 95% он зависит от подчинённых и начальников, отдела снабжения и мастерских, смежников, бухгалтерии, плановиков... от всех и вся), то в литературе наоборот – 95% вклада в результат мои. Будь я теоретиком, может быть, решил бы не так».
Собственно, он и стал теоретиком, облекающим свои исследования не в форму научных статей, а в одежды фантастических повестей и романов. Главный вопрос раздумий писателя – из «детских», на которые ответить далеко не просто: «В чём все-таки смысл жизни разумного человека?» Этот вопрос не даёт покоя многим героям книг Савченко. Именно в поиске ответа на этот вопрос автору пришлось разработать и детально продумать оригинальную концепцию мироздания.
Почти одновременно вышли повести «Тупик» (1972) и «Испытание истиной» (1973), в которых мучительно нащупывались подходы к этой концепции. Это своеобразная развилка в размышлениях писателя, и последующие книги показали, что автор отбросил вариант «Тупика» и занялся развитием второй модели. Отдельные частные элементы этой модели были разобраны во «Встречниках» (1980), «Похитителях сутей» (1988), «Пятом измерении» (1988). Окончательный, цельный и логический вид концепция приобрела в романе «Должность во Вселенной» (1992).
По Савченко любое событие, происходящее во Вселенной, это отдельное завихрение, и всё, что попадает в это завихрение, может или тормозить развитие вихря, или способствовать превращению его в гигантский смерч. Мы живём в четырёхмерном пространственно-временном мире волн и вихрей, и любые наши прозрения – создания моделей реальных явлений окружающей действительности – в зависимости от того, насколько эти модели близки к истине, есть не что иное, как способность входить в резонанс с волновыми процессами материи. «...А резонансные колебания, милостивые государи, тем и отличаются от нерезонансных, что, где бы они ни возникли: в камертоне, в мостах, в радиоконтуре, в нервной системе (то есть во мне), – они почти не требуют подпитки энергией. Значит, на поддержание в себе любой модели мира, кроме истинной (а ведь даже отсутствие у человека определённых представлений о мире, незнание, – есть ложная модель!), человек затрачивает изрядную энергию. Когда же он приходит к истине, эта энергия высвобождается». Писатель в «Испытании истиной» вводит понятие энергии понимания – энергии, которую разумное существо может практически безгранично черпать из Вселенной: «понимаешь глубоко действительность – приобретаешь дополнительный запас энергии. Не понимаешь – не обессудь».
Этот изящный вывод Савченко проиграл на нескольких стандартных моделях научной фантастики в последующих своих произведениях, уточняя и оттачивая граничные условия основного постулата. Персонажи писателя получают необычные возможности перемещения в пространстве или времени, переноса сознания из одной личности в другую, научившись настраивать свои мысли и тело в резонанс с тем или иным измерением реального мира, с отдельными его завихрениями. Для этого героям Савченко не нужны какие-либо сложные аппараты или устройства, достаточно лишь суметь представить картину мироздания по возможности точно и близко к реальному положению дел.
Возникает естественный вопрос: «Если всё так просто, то почему мы до сих пор не летаем одним лишь усилием воли?» Да нет, не всё так просто.
Ещё в романе «За перевалом» (1984) Савченко предложил свое определение Разума:
«Разумные существа – а что это, собственно, такое? Мы считаем разумными себя – лично себя побольше, других поменьше. Но всегда ли мы разумны? Как это определить? Я скажу вам критерий, и будет хорошо, если вы усвоите его надолго. Конечных результатов деятельности два: знания и рассеянное тепло. Только эти два, всё прочее: производство вещей и пищи, сооружения, транспортировки, даже космические полёты – лишь промежуточные звенья. /.../ Рассеивание энергии уменьшает выразительность нашего мира – накопление знаний её увеличивает. Эти две штуки – энтропия и информация – настолько похожи, что в строгих науках они и описываются одинаковыми формулами, только с разными знаками; то есть они стороны чего-то одного, что мы ещё не умеем назвать. Так вот: по-настоящему разумна та деятельность, когда вы больше добыли знаний, чем рассеяли энергии. А ежели наоборот, то даже если на промежуточных этапах её появляются такие интересные вещи, как штаны или звёздолеты, – в целом, по-крупному, она разумной не является. Это равно справедливо и для отдельных людей, и для человечества в целом».
Если принять такое определение, то мы должны со всей жестокой ясностью признать, что ни человечество в целом, ни абсолютное большинство отдельных людей разумными назвать пока никак не получается. Пока человек, самоуверенно назвавший свой вид Homo sapiens, ушёл от животных очень недалеко. Пока что вся человеческая цивилизация – всего лишь «дрожжи распада планеты», всеми своими действиями лишь способствующая возрастанию энтропии в отдельно взятом, весьма ограниченном участке Вселенной. Понять это можно (внешне процесс рассеяния энергии выглядит гораздо привлекательнее, нежели процесс накопления информации; более того, если не очень над этим задумываться, то кажется, что удовлетворение материальных потребностей более выгодно, нежели духовное возвышение), а вот одобрить и простить – вряд ли.
Бездумное рассеяние энергии чревато не только приближением «тепловой смерти» Вселенной (в конце концов, доля человеческой цивилизации в этом процессе ничтожно мала по сравнению с галактическими масштабами). Главное обвинение, которое Савченко предъявляет бездумному способу существования, заключается в том, что таким образом человек неразумный не использует предоставленный ему самой Вселенной шанс – попытку противостоять косной материи. Мы легко поддаёмся соблазнам, даже не пробуя их преодолеть, находя тысячи объяснений своим слабостям, а в результате проходим мимо высочайшего наслаждения, доступного творческим личностям. Ведь процесс постижения истины, вхождения в резонанс с окружающим миром и получения дополнительной энергии дарит человеку неизмеримо больше, нежели любое другое чувственное удовольствие. Зачем же соблазняться на суррогаты?
Последнее своё опубликованное произведение, роман «Должность во Вселенной», автор предварил следующим: «Целью данного произведения является: изменить нынешний ход человеческой цивилизации. Да, так, ни больше, ни меньше. Смехотворность претензии очевидна: писк комара против грохота бури. Но в последней части читатель сам сможет измерить глубину пропасти, куда нас увлекает этот КОСМИЧЕСКИЙ процесс, и согласится, что иную задачу здесь ставить и нельзя. Если разум людей не самообман, а действительно вселенская реальность, то ещё не поздно овладеть ситуацией».
Да, человек неизмеримо мал по сравнению со Вселенной, и роман действительно позволяет прочувствовать всю его малость. Савченко не занимается ни самообманом, ни обманом читателей. Процесс постижения истины у Савченко – это процесс трагический: ни одно открытие не обходится без катастроф и жертв. Но трагизм его книг оптимистичен: жизнь исследователей Вселенной отдаётся не напрасно. Эпилог «Должности во Вселенной» звучит жизнеутверждающе, а не безысходно: только Разум потенциально способен бороться с энтропией Вселенной и победить её. В этом и есть его предназначение, исходя из этого и следует жить, а живущий по-другому не достоин называться разумным. Писатель Савченко был убеждён, что работает в резонансе с большой Вселенной и выполняет её волю и своё предназначение, оставаясь свободным.
Роман «Должность во Вселенной» должен был стать первым в цикле из пяти крупных произведений «Вселяне». К сожалению, уже второй роман цикла, «Время больших отрицаний», не нашёл издателя и до сих пор не опубликован (хотя и выложен на сайте Савченко в интернете).
В.Борисов
Персональные страницы Владимира Ивановича Савченко в сети интернет:
http://fan.lib.ru/s/sawchenko_w_i/
Текстография:
Навстречу звёздам (рассказ, 1955, издавался также под названием «Где вы, Ильин?»)
Пробуждение профессора Берна (рассказ, 1956, продолжением рассказа стал роман «За перевалом»)
Путешествие Вити Витькина (рассказ, изд. 1956)
Путешествие на Уран и обратно (рассказ, из. 1957, издавался также под названием «Путешествие туда и обратно, или Сокровища загадочной планеты»)
Чёрные звёзды (повесть, 1957).
Вторая экспедиция на Странную планету (рассказ, 1958, издавался также под названием «Странная планета»)
О 17.30 острiв злетить у повiтря (рассказ, изд. 1961)
Призрак времени (повесть, изд. 1962)
Алгоритм успеха (повесть, изд. 1964)
Обелиск (рассказ, изд. 1964, в соавторстве с Л.Казаровым)
Блакитнi прихiдцi (рассказ, изд. 1965, в соавторстве с Л.Казаровым)
Новое оружие (рьеса, изд. 1966, издавалась также под названием «Цепная реакция»)
Открытие себя (роман, 1967, 1971)
Жил-был мальчик... (рассказ, 1968)
Час таланта (повесть, 1968, 1987; окончательная редакция 2000)
Тупик (повесть, 1972)
Испытание истиной (повесть, 1973, 1983)
Визит сдвинутой фазианки (рассказ, 1980)
Встречники (повесть, 1980)
Перепутанный (рассказ, изд. 1980, издавался также под названием «Зелений колiр голосу»)
С ним надо по-хорошему (рассказ, 1980)
Сигналы с Земли (рассказ, 1980)
Пятое измерение (повесть, 1980, 1990)
За перевалом (роман, 1984)
Пятое путешествие Гулливера (повесть, изд. 1987)
Похитители сутей (повесть, изд. 1988)
Должность во Вселенной (роман, 1-я реадкция 1970–1990, 2-я редакция романа 2001–2002; 1-я книга сериала «Вселяне»; сериал не закончен)
Время больших отрицаний (роман, декабрь 1994 – март 2002; 2-я книга сериала «Вселяне»)
Библиография:
In intimpinarea steltlor. – Бухарест: Картеа руса, 1958 (на румынском языке).
Den Stern entgegen. – Берлин: Volk und Welt, 1958 (не немецком языке).
Чорнi зорi. – К.: Дитвидав УРСР, 1959.
Чёрные звёзды. – М.: Детгиз, 1960.
Die Rakete antwortet nicht. – Прага: Kalender – Prace, 1961 (на немецком языке).
Cerne zvezdy. – Прага: Prace, 1962 (на чешском языке).
Crne zviezde. – Братислава: Smena, 1963 (на словацком языке).
Привiд часу. – К.: Молодь, 1964.
Открытие себя. – М.: Молодая гвардия, 1967 (переизд. 1971).
Saves atradimas. – Вильнюс: Vaga, 1974 (на литовском языке).
Odnajdziesz sie sam. – Варшава: Czytelnik, 1975 (на польском языке).
Decouverte de soi-meme. – М.: Мир, 1975 (на французском языке).
Да откриеш себе си. – Пловдив: Христо Г. Данов, 1978 (на болгарском языке).
Das dreifache Ich. – Берлин: Volk und Welt, 1979 (на немецком языке) (переизд. Берлин: Buchklub 1979; Мюнхен: Wilhelm Goldmannverlag, 1982).
Self-Discovery. – Нью-Йорк: MacMillan, 1979 (на английском языке).
Алгоритм успеха. – М.: Молодая гвардия, 1983.
Открытие себя. – К.: Днiпро, 1983.
Monomah sapkja. – Будапешт: Kozmosz Konyvek, 1983 (на венгерском языке).
За перевалом. – М.: Детская литература, 1984.
Objev sebe sama. – Прага: Svoboda, 1986 (на чешском языке).
Похитители сутей. – К.: Радянський письменник, 1988 (переизд. К.: Радянський письменник, 1989).
Descoberta de si proprio. – Лиссабон: Caminho, 1988 (на португальском языке).
Za hranicemi casu. – Прага: Альбатрос, 1988 (на чешском языке).
Визит сдвинутой фазианки. – К.: Молодь, 1991.
Должность во Вселенной. – К.: Украïнський письменник, 1992.
Избранные призведения: Т. 1. – Нижний Новгород: Флокс, 1993.
Избранные призведения: Т. 2. – Нижний Новгород: Флокс, 1994.
Избранные призведения: Т. 3. – Нижний Новгород: Флокс, 1995.
Открытие себя. – М.: АСТ, 2002.
Черные звезды. – М.: АСТ, 2002.
Странная планета. – М.: АСТ, 2003.
Литература:
Геллер Л. Вселенная за пределом догмы: Размышления о советской фантастике. – Лондон: Overseas Publications Interchange Ltd, 1985.
Окулов В. Potius sero quam nunquam: Лучше поздно... // Окулов В. Bibliouniversum. Попытка контакта: (Фантазии. Эссе. Этюды). – Иваново: Талка, 2005.
Прашкевич Г. Последний фантаст (научный): Владимир Иванович Савченко, 1933-2005 // Реальность фантастики (Киев). – 2005. – № 4.
// Фантасты современной Украины: Энциклопедический справочник. – Харьков: Издат. дом «Инвестор», 2007. – С. 521-530.