?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 18 г.Томска

ЛИТЕРАТУРНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ ПО МОТИВАМ РАССКАЗА В. КОЛУПАЕВА «НА АСФАЛЬТЕ ГОРОДА»

Автор: Слиткова Ульяна,
ученица 10 класса МАОУ гимназии № 18 г. Томска

Научный руководитель: Колупаева О.В.,
Учитель литературы МАОУ гимназии № 18 г. Томска

ТОМСК

2014

 

Актуальность проекта

Тема существования инопланетян и их возможного вторжения на нашу планету необычайно актуальна для нашего времени. И не случайно! К середине ноября 2011 года подтверждено существование 701 экзопланеты (планет у других звезд) в 576 планетных системах! На практике же количество надёжных кандидатов в экзопланеты значительно больше и их «официальное» число будет расти с умопомрачительными темпами. Нет ничего удивительного, что через несколько лет таких планет будет в каталогах астрономов тысячи, десятки и даже сотни тысяч!

В то время как ведутся научно-исследовательские работы в области обнаружения следов инопланетных цивилизаций, на самой Земле раздаются разные голоса. Все в унисон говорят, что нужно готовится к признанию факта существования инопланетных цивилизаций или даже готовить человечество к диалогу (встрече) с инопланетянами. Но к чему и как подготовить мировое сообщество – здесь мнения расходятся.

Редко кто верит в то, что инопланетяне могут прибыть на Землю с дружественным визитом, с целью знакомства и взаимовыгодного общения!

Большинство же боятся точки соприкосновения двух миров. Раздаются голоса о необходимости создать в структурах ООН специальное агентство, которое будет заниматься подготовкой к встрече с инопланетянами, а также сможет разработать план по борьбе с ними в случае атаки с их стороны. «Мировое сообщество должно готовиться к встрече с инопланетными цивилизациями и разработать скоординированный план действий на случай, если неожиданное знакомство с внеземными «умами» все же состоится», – заявили не так давно представители британской Королевской академии наук.

Почему же мы так боимся инопланетян?

Почему мы все повторяем мнение о врожденной склонности инопланетян к эксплуатации и насилию? Ответы на эти вопросы содержатся в массовом сознании человечества, которое обрабатывается средствами массовой информации. Инопланетяне в кино, мультфильмах, компьютерных играх, в фантастике обязательно прилетают на Землю с планами колонизации местного населения, а аборигенам нужно скоординироваться для отражения атаки!

Этот стереотип долго и сознательно внедрялся в умы человечества: главная цель – вызвать у каждого живущего на Земле представление об инопланетянах, как безжалостных завоевателях, колонизаторах, разрушителях человеческого спокойствия и т.д. В современной культуре инопланетяне обязательно прилетают на Землю с мечом.

Нам показалась интересной версия профессора палеонтологии в Университете Кембриджа Саймона Конвей Морриса, который предполагает, что эволюция в инопланетных цивилизациях подчинялась тем же законам, что и на Земле. Поэтому жизнь на других планетах может дублировать земную, поэтому и не исключено, что инопланетяне также могут быть склонны к эксплуатации и насилию.

Нами было выдвинуто предположение, что Космос лишь отражение наших земных проблем, конфликтов, недоверия, непонимания и невнимания. Космос, населенный неведомой для нас жизнью, будет по отношению к нам добр, если мы сами к себе будем добры.

Для подтверждения нашей гипотезы было решено разработать и провести конкурс-игру «На асфальте города» по мотивам одноименного рассказа нашего земляка писателя-фантаста Виктора Колупаева о космических пришельцах-«двумерцах», которые ищут пристанища в нарисованных детьми на асфальте городах.

Наша целевая аудитория – это дети – учащиеся 3-5 классов. На наш взгляд, дети этого возраста – самая незащищенная группа, испытывающая на себе влияние средств массовой информации и интернет-игр, которые активно эксплуатируют тему агрессивного инопланетного вторжения и порождают у пользователей страх перед пришельцами.

Рассказ В.Колупаева был выбран потому, что в нем, во-первых, поднимается тема инопланетного вторжения, но решается она иначе: пришельцы просят помощи у землян; во-вторых, главными героями и спасителями двумерных существ становятся именно дети; в-третьих, дети рисуют на асфальте города для беззащитных человечков, что подтолкнуло нас собственно к идее формы проведения игры-конкурса – рисунки на асфальте (в «зимнем варианте» – на ватмане).

 

Цель проекта – развенчание мифа о космической угрозе и формирование у детей младшего школьного возраста оптимистического представления о космосе и космических пришельцах.

Задачи:

1. Определить уровень тревожности детей в вопросе космической угрозы.

2. Познакомить с творчеством писателя-томича В.Д.Колупаева.

3. Провести конкурс-игру по мотивам рассказа В.Колупаева «На асфальте города».

Этапы проведения проекта с указанием сроков их реализации и видов деятельности участников

1 этап. Подготовительный (сентябрь – ноябрь). Знакомство с проблемой, определение ее актуальности. Чтение рассказа В.Колупаева «На асфальте города». Знакомство с исследовательской работой Куровской Полины «Мотив вторжения в рассказах Р.Брэдбери «Урочный час» и В.Колупаева «На асфальте города». Разработка проекта.

2 этап. Разработка конкурса-игры «На асфальте города» (ноябрь – декабрь). Написание сценария. Разработка вопросов для определение уровня информированности и актуализация проблемы. Подготовка иллюстраций к рассказу и презентации к игре-конкурсу.

3 этап. Проведение игры-конкурса с учащимися 3А гимназии № 18 г. Томска (январь – февраль).

4 этап. Подведение итогов проекта. Написание рефлексии. Подготовка презентации проекта.

Содержание проекта (см. Приложение)

 

Результаты, выводы

13.02.2014 г. в 3А классе гимназии № 18 была проведена игра-конкурс «На асфальте города». В результате проведения игры были подведены следующие итоги:

1. Выявлено в результате первичного анкетирования, ученики 3 класса: боятся инопланетного вторжения – 68%, не боятся инопланетного вторжения – 23%; не думают об инопланетном вторжении – 9%. Следовательно, подтверждены наши опасения о том, что у большинства детей действительно существует боязнь инопланетной угрозы. Те же 68% детей признались, что они смотрели фильмы-ужастики об инопланетном захвате земли, что подтверждает нашу догадку о влиянии кинематографа на детскую психику.

2. Дети с большим интересом прослушали историю «двумерцев» (по мотивам рассказа В.Д.Колупаева «На асфальте города») и приняли участие в конкурсе рисунков, где они, разбившись на команды, создавали города для инопланетян. Нарисованные города отличались друг от друга по цвету, количеству объектов, наличию «озеленения». Но их объединяло желание детей сделать эти рисованные города комфортными для проживания космических существ, что подтверждает нашу гипотезу о том, что дети готовы откликнуться на чужую беду и что нравственное чувство у них развито. Важно отметить, что на всех рисунках (а их было 5 – по количеству групп) были изображены церкви и храмы.

3. Гипотеза: «Космос лишь отражение наших земных проблем, конфликтов, недоверия, непонимания и невнимания. Космос, населенный неведомой для нас жизнью, будет по отношению к нам добр, если мы сами к себе будем добры» – подтвердилась неожиданным образом. В одной из групп произошел конфликт: дети не смогли договориться о концепции своего города. В результате лист ватмана был поделен на 2 части, в одной их которых (девочками) был нарисован «Фруктовый город», а во второй (мальчиками) – город Зла, в котором были заводы, производящие разные химикаты и загрязнители природы (например, ядовитая газировка), летающие тарелки, уничтожающие все то, что нарисовали девочки. Таким образом, конфликт между детьми в группе нашел свое отражение в представлении участников группы своих городов и их обитателей.

4. Была достигнута запланированная цель: по результатам вторичного анкетирования было выявлено, что напряжение по отношению к космической угрозе осталось только у 4 учащихся из 31, принявших в игре, что составляет 29% (было 68%).

5. Игра-конкурс получила высокую оценку и рекомендации по ее дальнейшему проведению со стороны классного руководителя 3А, учителя начальных классов гимназии № 18 г.Томска, методиста по начальным классам МАУ ИМЦ г. Томска Достоваловой Н.В. (см. Приложение)

Возможное продолжение и развитие проекта

Проект был осуществлен в «зимнем» варианте: в помещении; ребята работали на ватманских листах, карандашами, фломастерами. В дальнейшем предполагается проведение «летнего» варианта: на улице (например, пришкольный участок), на асфальте, мелками. Возможно, проект будет предложен организаторам детской летней площадки гимназии в июне месяце. Также предполагается проведение игры-конкурса в других учебных учреждениях.

 

ОТЗЫВ

Достоваловой Н.В., учителя начальных классов МАОУ гимназии № 18 г. Томска, методиста по начальным классам МАУ ИМЦ г. Томска

на проведение игры-конкурса «На асфальте города» с учащимися 3А МАОУ гимназии № 18 г. Томска

13.02.2014 г. с учащимися моего класса была проведена игра-конкурс «На асфальте города» (по мотивам одноименного рассказа писателя-фантаста Виктора Колупаева). Игру проводила автор проекта ученица 10Б нашей гимназии Слиткова Ульяна. Ученица определила цель игры следующим образом: формирование у детей младшего школьного возраста оптимистического представления о космосе и космических пришельцах. Мероприятие состояло из 3 этапов, каждый из которых соответствовал поставленной задаче: на 1 этапе Ульяна, умело формулируя вопросы, выявила уровень тревожности детей в вопросе космической угрозы (он оказался средним); на 2 этапе – познакомила детей с творчеством томского писателя-фантаста В.Колупаева и представила собственную версию «космического нашествия» по мотивам рассказа «На асфальте города» о космических «двумерцах», которые ищут пристанища в нарисованных детьми на асфальте городах; на 3 этапе, мастерски замотивировав третьеклассников на спасение космических пришельцев, провела конкурс на лучший нарисованный город для их проживания. Ребята, разбившись на команды, с огромным энтузиазмом откликнулись на предложение спасти беззащитных «двумерцев» и в меру своей фантазии нарисовали яркие, фантастические города, в которых было бы удобно проживать гостям из космоса. Кроме того, каждая команда представила свой город в «очной защите», объяснив, почему именно их город должен понравиться этим существам.

Игра прошла очень непринужденно, с радостью. Ребята активно отвечали на вопросы ведущей, с интересом рассматривали красочную презентацию, в которой Ульяна представила собственные иллюстрации к своей фантастической истории про «двумерцев».

Рисунки детей и их ответы на вопросы при защите показали, что поставленная цель достигнута: напряжение по отношению к космической угрозе осталось только у 4 учащихся из 31, принявших в игре. Важно и другое: по мнению большинства, опасными космические пришельцы становятся только тогда, когда люди сами не могут поладить между собой.

На мой взгляд, это мероприятие заслуживает внимания и может быть рекомендовано для проведения не только в других классах нашей гимназии, но и в других образовательных учреждениях города.

Учитель начальных классов МАОУ гимназии № 18 г.Томска

Методист по начальным классам МАУ ИМЦ г. Томска
Достовалова Н.В.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2014