?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Коваленко Юлия, ТГУ, филологический факультет, 2 курс

«Сила человеческая»

– Я хотел спросить, где вы откопали сюжет своего полотна?

– Мне его не пришлось откапывать. Он у меня уже двадцать восемь лет.

Сложно представить себе, что человек с техническим образованием, сотрудник лаборатории бионики физико-технического института, который только в ранние школьные годы «баловался» сочинительством, вдруг решит связать свою жизнь с литературой прочными и долговременными узами. Но, «случится же с человеком такое!» – и вот с определенного момента Виктор Колупаев уже не просто инженер, а писатель-фантаст, известный далеко за пределами родной страны.

...Это было похоже на прозрение, на что-то, что удивительным образом связало с помощью еще пока только будущего фантаста литературу и науку. Конечно, связь эта не была открытием – в то время уже писал Рэй Брэдбери, и были известны братья Стругацкие – но для В.Колупаева этот неожиданный момент осознания в курилке научной библиотеки стал, как бы пышно это ни звучало, определенно одним из самых значительных. «Я вышел покурить в пустую курилку. Ходил там из угла в угол и вдруг все понял. <...> Я ПОНЯЛ, что такое Пространство и Время. Тотчас же возникло множество следствий». Не это ли состояние В.Колупаев и назовет Вдохновением: когда с человеком происходит нечто, он будто начинает вдыхать совершенно другой воздух, что позволяет ему на какой-то момент (пусть даже на совсем краткий) стать над собой, над своими мыслями и убеждениями. Возможно, для того, чтобы что-то осознать или найти в себе силы продолжить нескончаемый труд, или вдруг «после того, как двадцать пять лет не брал в руки кисть» создать самую важную картину в своей жизни.

Некоторые исследователи творчества В.Колупаева отмечают за основу в его произведениях непринужденное сочетание бытового и фантастичного, когда самое значимое и нематериальное, такое как искусство или любовь, рождается из обыденных ситуаций и непримечательных вещей. Пожалуй, можно сказать, что появление на обычной выставке художников-любителей картины, на которой самым невероятным образом каждый видит что-то свое – это и есть то самое, истинно Колупаевское, рождение фантастичного из посредственного. Однако если задуматься над историей этой картины, над связью героя рассказа и самого автора (о чем, конечно, нужно догадываться, т.к. прямо об этом не говорится), то возникает естественное недоумение и несогласие с тем, что картина эта возникла из чего-то обыденного. Однако, уже даже самое главное, что связано с необычной картиной Каткова, выглядит далеко не как «повседневная» история. Война, отразившаяся на жизни героя и его семьи, месяцы изнурительного труда, несчастный случай, чуть не приведший к смерти одного из ребят. Герои Колупаева не отличаются героизмом, но имеют собственное понимание того, что происходит. Они верят, что справятся с тяжким трудом, а когда спустя две недели перестают уже в это верить, все равно продолжают работать. «А с хлопцами что-то происходило. Раньше они были уверены, что могут все. Перевыполняли же план на лесозаготовках! <...> А вышло, что не такие уж они железные».

В этой-то атмосфере и происходит то самое переосмысление, новый вдох, когда герои перестают думать только о том, как им тяжело, лишь о собственной боли и усталости, когда они видят трагедию другого человека, понимают, что не только они не железные. Тогда-то и становятся они выше себя и своих мыслей, видят как бы со стороны, замечая теперь не только собственные проблемы, но и ужас того, что и вокруг них все также плохо. «Боль за него, за поседевшую мать, боль в мускулах, в висках, в душе. И вдохновение, рожденное из этой боли. Не мимолетное, не легкое, но осознанное и твердое. Они грузили баржи еще две недели. И еще целый месяц. И еще полмесяца. Им не понадобилось смены».

Однако, история создания картины – это лишь то, что лежит на поверхности, то, через что автор явно объясняет, откуда рождается вдохновение и что дает человеку силы преодолевать усталость. Куда как важнее понять, что заставило самого героя Каткова спустя 28 лет вдруг написать эту картину и назвать ее Вдохновением. И важно понять, написал ли он эту картину вообще? Хотя стоит сразу уточнить, что второй вопрос не просто сложнее всех остальных, но и гораздо загадочнее. Я не могу точно ответить на него, потому как проблема восприятия была затронута Колупаевым лишь частично, для него важнее было изобразить художника, чтобы мы могли понять, что вдохновило его спустя столько времени.

Видимых причин для такого творческого порыва у героя Колупаева не было, по крайней мере, о них не упоминается. Лишь несколько туманных фраз о том, что спустя 28 лет после лета в Кангалассах и 25 лет после того, как он последний раз держал в руках кисть, он решил вдруг написать картину. О том, что он писал 25 лет назад, также не упоминается, не говорится вообще ничего о творческой жизни героя, лишь о том эпизоде, который лег в основу его картины. Поэтому, как мне кажется, причины вдохновения стоит искать в самом герое, а точнее в его возрасте. На момент открытия выставки, где была представлена картина, Каткову 45 лет. 40 лет считается переломным возрастом, моментом, когда человек приходит к переосмыслению и пониманию. Возможно, (опять-таки сложно утверждать наверняка, т.к. речи об этом в тексте нет) Катков к своим 45 понял, что чего-то в его жизни не хватает, а может и не только в его. В то лето 43 года герой что-то понимал, как и все, кто был с ним в Кангалассах. Их понимание, осознание трагедии другого человека, давало им то настоящее, по мнению Колупаева, выстраданное вдохновение, чего не видит художник в нынешнем времени: «Он отметил только общее настроение, которое вызывала у него картина. Это было ощущение победы, но победы легкой. Эти парни наверняка не знали, что такое настоящий бой. Им все давалось легко».

Катков уверен, что не «время такое сейчас», а все зависит от человека, именно в человеке время и в его силах сохранить это на всю жизнь. Возможно, именно желание передать то самое время и понимание того, что сам он, наверное, что-то упустил, заставило художника взяться за кисть. «В сорок пять лет уже не особенно расстраиваются оттого, что не совершили в жизни ничего значительного, лишь тихая грусть поселяется в сердце». Важно также и то, что самому Колупаеву на момент написания рассказа (а он был написан в 1971 году) было 35 лет. То есть можно говорить о том, что он переживал грядущий рубеж и старался по средствам своего творчества поделиться своими сомнениями и вопросами.

Многое в этом рассказе остается непонятным, о многом автор лишь намекает, но, в любом случае, можно сказать, что он сумел воплотить идею человеческой силы, рождающей вдохновение на работу или на творчество, и передать ее через картину, на которой каждый посетитель выставки увидел себя. Это полотно «заставило их вспомнить, близко ощутить то, что было самым главным в их жизни».

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013