?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

Интернет-конференция «Сократ»

Белкова Вероника Павловна, ГБОУ СПО Краснодарский краевой базовый медицинский колледж, 2 курс, отделение «Cестринское дело», группа «В».

Символы в произведениях В.Д.Колупаева

Сколько мы живем на Земле, но никогда не удивляемся таким вещам, как неожиданное сообщение, телефонный звонок, проездной билет или интернет – все воспринимается как должное.

Рассказы Виктора Колупаева заставляют по-иному посмотреть на такие обыденные вещи, как письмо в почтовом ящике; давно забытая в наше время, но все же когда-то необходимая печатающая машинка и фантастические прибор, изменяющий внешность, или билет на поезд, который переносит в детство. Все эти предметы выступают в роли символов в рассказах В.Колупаева.

Его творчество многообразно и подходит для читателей разного возраста: для подростков, которые мечтают о романтической любви, и до старшего поколения, которые любят свое прошлое и мечтают о счастливом будущем.

Увлекательная тема любви часто встречается в рассказах В.Д.Колупаева.

Одними из интереснейших рассказов, где невозможные предметы меняют судьбу людей, являются «Две летящих стрелы» и «Спешу на свидание».

«Две летящих стрелы» – история о мужчине, судьбу которого изменили множество писем от влюбленной в него незнакомки, после чего ее чувства стали взаимны:

«...Я же люблю тебя, Олег, писала Анжелика...» [1].

«...Все сделали письма. Теперь я носил ... перечитывая их, прижимая к губам, шепча слова любви и нежности...» [1].

Любовь, которая не будет счастливой, отправляет Олега к звездам, он улетит на восемьдесят лет в космос.

В конце рассказа будет ясно – все невозможное возможно, от судьбы не уйдешь, а письма оказались посредником, которые дали шанс воссоединится двум половинкам, против которых была реальность и время:

«...Я понимал, что не найду ее никогда и тогда я подал заявление в экспедицию, которая уходила в Далекий Космос... по земному времени... восемьдесят лет...» [1].

«– Если бы не ее письма, я не улетел бы тогда с земли... Она послала меня туда. Смотри... – протянул ей пачку писем...

– Но ведь это же мои письма!..» [1].

«...Значит, я полюбил ее задолго до того, как она появилась на свете...» [1].

«Спешу на свидание» – история о мужчине, которому надоела рутина семейной жизни. Ради разнообразия он познакомился с первой встречной, благодаря прибору, изменяющему внешность.

Из рассказа понятно, что любовь вечна. Даже если любви осталась маленькая искра, то легко можно ее превратить в пожар или потушить навсегда.

Незнакомкой оказалась жена главного героя. Он влюбился в нее вновь и расстроился, что она полюбила его другого, в новом облике. В конце рассказа главный герой понимает, что он самый счастливый человек, когда узнает, что прибор не работал за все время общения с незнакомкой:

«...Я купил ИВП (портативный изменитель внешности)...» [2].

«...А придешь домой... Говорить нам не о чем (с женой). Мы настолько привыкли к друг другу, что даже не замечаем один другого. И вот тут-то мне и захотелось сделать что-нибудь не так...» [2].

«...Женщина удивленно посмотрела на меня, и я узнал свою жену. Это было так неожиданно, что я на несколько секунд онемел. Но отступать было поздно, и я решил доиграть свою роль до конца. Тем более что изменитель внешности сделал меня неузнаваемым...» [2].

«...Но почему Вероника дома со мной не такая, какой была сегодня..." [2].

«...Как я любил ее сейчас...» – «– Я люблю тебя, Алеша. Не надо мне ни мужа, ни кого другого...» [2].

«...Вот она, какая спокойная. А ведь только что целовала меня в подъезде. Нет. Любить мужа, очевидно, нет смысла...» [2].

«– Ты не узнала меня, потому что я купил изменитель внешности. Ты меня не любишь. Это я, я тебя люблю....Вот я перед тобой обычный...А вот я нажимаю кнопку и становлюсь красавцем...Теперь поняла?

– Поняла, – засмеялась она. – Ты посмотри в зеркало...

...Изменитель внешности был неисправен.

– И ты все время знала, что я – это я?

– Конечно, знала... значит, счастье будет?

– Будет, Вероника. Есть уже...» [2].

Мечты с нами по жизни. Людям всегда хотелось побывать в прошлом, увидеть будущее, узнать, о чем думает знакомый или представить себе жизнь на других планетах.

Представления, мечты автора раскрываются в рассказах «Печатающий механизм» и «Билет в детство».

«Печатающий механизм» повествует о семье Ватутиных, которым необходимо было купить печатающую машинку. После покупки выяснилось, что машинка печатает мысли человека. Она дала понять, что жизнь не заключается только в работе. Нужно иногда быть вместе с семьей, со своими близкими и любимыми людьми.

Это помогло главным героям решить семейные проблемы. Это происшествие оставило приятные воспоминания:

«...Через час машинка «Эрика» красовалась в квартире Ватутиных...» [3].

«– Но почему у меня стихи (печатаются), а у тебя все по хозяйству?..» [3].

«...Он вставил ее (печатающую машинку) в футляр, оделся и пошел в магазин... Домой вернулся без машинки, но зато с букетом цветов...» [3].

«...Иногда по вечерам, когда Семен читал лекции, Катя доставала листки со стихами... их... знала все наизусть... хотелось, чтобы Семен пришел сейчас... закружил ее по комнате, отбросив в сторону свой портфель.

Но Семен приходил серьезный и сосредоточенный...» [3].

«...А где-то за окном жили стихи и сказки...» [3].

«Билет в детство» – рассказ о городе, где существует поезд, отправляющий в детство. Кто-то садится на него из любопытства, кто-то ищет вдохновение, а кто-то хочет увидеть себя напоследок перед тем, как уйти в мир иной, а кому-то нужно разобраться в себе, чтобы узнать, как правильно поступить.

Вот и главный герой садится в этот поезд, чтобы понять самого себя. Поездка в конечном итоге раскроит всю правду о нем.

Билет дает ему шанс на лучшее будущее благодаря ясному пониманию прошлого. Это необходимо многим людям на нашей планете:

«...Я уже давно ощутил потребность встретиться с самим собой, задать самому себе несколько вопросов и самому же на них ответить. Эта потребность росла во мне с каждым днем, и однажды я не выдержал и пошел на вокзал...» [4].

«– Сашка! Значит, ты все-таки узнал меня?

– Еще бы. Но только я не Сашка. Меня все зовут Роланом... Ну, то есть Ролькой.

– Но ведь меня-то зовут Александром. Значит, и ты – Сашка.

Он пожал плечами...» [4].

«...И все-таки я не знал, не мог предполагать, как нужна была мне эта встреча. Я стал работать так, как не работал уже давно. Небывалое вдохновение овладело мной. Теперь я был уверен, что эксперимент пройдет удачно. Я сделаю то, о чем мечтал еще в детстве...» [4].

Таким образом, в рассказах Виктора Колупаева вера человека в невозможное, призрачное, недолговечное выступает в качестве символа счастливого конца, ключа к заветной двери вдохновенья.

Письма в рассказе «Две летящих стрелы» выступают как символ судьбы, которой время и реальность не помеха. Прибор ИВП в рассказе «Спешу на свидание» – символом правды, которая «светлее солнца». Печатающая машинка в рассказе «Печатающий механизм» – символ внутреннего голоса, который хочет вырваться наружу за пределы нашего узкого сознания. Поезд из рассказа «Билет в детство» является символом мечты, конечной станции, к которой мы приходим в состоянии отчаяния и ждем, когда все прояснится.

Увидеть необычное в обыденном или превратить невозможное в логичное – вот в чем изюминка рассказов В.Д.Колупаева. В них не просто накладывается невозможное на вполне реальные вещи или просто придуманное, а раскрывается внутренние проблемы человечества, заветные мечты далекого детства. В небольших рассказах В.Д. Колупаева каждый найдет для себя что-то важное.

 

Список использованной литературы

1. Рассказ Колупаева В.Д. «Две летящих стрелы». [Электронный доступ] – www.gribuser.ru

2. Рассказ Колупаева В.Д. «Спешу на свидание». [Электронный доступ] – www.phantastike.ru

3. Рассказ Колупаева В.Д. «Печатающий механизм». [Электронный доступ] – www.phantastike.ru

4. Рассказ Колупаева В.Д. «Билет в детство». [Электронный доступ] – www.phantastike.ru

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, состав, 2013