?'?    
Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

АМНУЭЛЬ Павел (после отъезда в эмиграцию – Песах1) Рафаэлович (р. 1944).

1 Уточнение (от писателя): я вовсе не стал Песахом после отъезда в Израиль. Песахом я был всегда – и по метрикам, и по паспорту. Но в Советском Союзе было как-то проще и привычнее называться Павлом...

Рус. сов. прозаик и ученый-астрофизик. Род. в Баку (ныне – Азербайджан), окончил физ. ф-т Азерб. ун-та; работал в Шемахинской астрофиз. обсерватории, где занимался вопросами релятивистской астрофизики, затем перешел на работу в Ин-т физики в Баку. Канд. физ.-мат. наук, опубликовал более 50 науч. работ и 5 книг пео специальности. Первая НФ публикация – "Икария Альфа" (1959). В 1991 г. А. эмигрировал в Израиль. Живет в Иерусалиме.

Несмотря на то, что первая НФ книга А. – сб. "Сегодня, завтра и всегда" (1984) – увидела свет только в 1984 г., ее автор уже без малого четверть века считался одним из ведущих мастеров "твердой" (естественнонаучной) НФ, последователем и соратником Г.Альтова. Как правило, герои р-зов А. – люди творческие, смело штурмующие неразрешимые науч. проблемы. Таков Ноэль Бельчер из р-за "Третья сторона медали" (1968 – в соавт. с Романом Леонидовым), художник, обнаруживший на Марсе послания далекой цивилизации (см. Искусство); таков Игорь Астахов, герой р-за "Странник" (1975) и повести "Крутизна" (1975), учитель и ученый, создавший науку об ошибках – эрратологию, ставший всемогущим и ушедший "пешком" к звездам (см. Науки воображаемые, Сверхчеловек); таковы "вариаторы" из р-за "Иду по трассе" (1973) – люди с измененным генетическим механизмом, способные жить в неземных условиях, – и их создатели (см. Генная инженерия, "Пантропия"). Осн. сюжет р-за "Преодоление" (1981) – установление контакта с обитателями далекой нейтринной звезды (см. Астрономия и астрофизика, Внеземная жизнь, Гравитация, Инопланетяне) – соединен с рассуждениями о проблемах гениальности, экологии космоса, исследовании науч. проблем с помощью приемов фантазирования. В р-зе "Звено в цепи" (1982) находят и учатся общаться друг с другом совершенно разные существа: межгалактическое газовое облако, мыслящее поле тяжести и земной человек (см. Живые миры, Внеземная жизнь, Гравитация); в этой цепочке разумов отсутствует звено: четвертая, отличная от всех др., цивилизация самоуничтожилась. Проблема ответственности каждого за всех наиб. ярко и отчетливо высвечена в одном из лучших р-зов А. и всей сов. НФ 1980-х гг. – "20000000000 лет спустя" (1984), где проведено прямое соответствие между существованием жизни на Земле и Вселенной в целом; в р-зе органично соединены два сюжетных плана: политич. противостояние сверхдержав в настоящем, чреватое ядерной войной (см. Политика), и воспоминания некогда "разумной Вселенной", обитатели к-рой успели истребить и ее и себя, дав нач. разбеганию галактик (см. Астрономия и астрофизика, Живые миры, Космология, Сверхразум, Физика, Эволюция). Теме контакта, необходимости жертвовать чем-то для достижения понимания, посвящен и р-з "Сегодня, завтра и всегда" (1984), также объединяющий совершенно разл. формы разума.

Поздние повести и р-зы А. включены в сб. "Приговоренность к высшей мере" (1990). Одно из последних значительных произв. писателя – роман "Взрыв" (1989; 1990), герой к-рого, гениальный амер. ученый-биолог открывает средство против рака и вместе с этим приобретает все качества сверхчеловека; столкновение героя (ставшего также своего рода мессией, несущим новые идеи человечеству) с амер. политиками и военными, встревоженными появлением идеалиста-сверхчеловека, составляет острый сюжет романа (см. Бессмертие, Биология, Медицина, Оружие, Политика, Экстрасенсорное восприятие).

А. – автор ряда работ по истории НФ, совместно с Г.Альтовым им разработана шкала "Фантазия-2" для оценки новизны, убедительности, человековедческой и худож. ценности НФ идей.

Вл.Б.

 

// Энциклопедия фантастики. – Минск: Галаксиас, 1995. – С. 33-34.

 


Архив БВИ ->  
[Аудио] [Библиотека] [Систематика]
[Фантастика] [Филателия] [Энциклопудия]
    Русская фантастика

© БВИ, текст, 1995